|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 90
качествами, формами и фигурами в их различных сочетаниях. Если мы все это
обнаруживаем мыслью и задаемся вопросом, какая реальность содержит все это в
нерасчлененном виде, то найдем в точности то, что искали, — материю. В связи с этим
Халкидий удовлетворенно заключает: «inventa igitur est origo silvestris»*. Этот анализ можно
проверить синтезом. Последовательно воссоединим все то, что мы только что разделили, то
есть поставим на место виды, качества, фигуры и внесем в них порядок, гармонию,
пропорции, которыми они обладают в действительности. Тогда мы окажемся перед
необходимостью объяснить этот порядок, эту гармонию, эти пропорции Провидением. Нет
Провидения без интеллекта, нет интеллекта без мысли. Итак, это мысль Бога смоделировала,
украсила все, что образует тела. Проявления этой божественной мысли суть Идеи. Таким
образом, материя — это начало, на котором останавливается анализ, а Идеи — начало, на
котором заканчивается синтез, когда он восходит от материи к определяющей ее
первопричине.
Взятая сама по себе материя не имеет свойств, то есть она проста. Вот, кстати, почему она
есть начало, и бессмысленно воображать начало начала или источник источника: материя
существовала всегда. По той же причине, будучи простой, она неделима и будет
существовать всегда. Поскольку она всегда существовала и обречена существовать, она и
далее будет вечна. Абсолютно пассивная и сама по себе бесконечная в том чисто негативном
смысле, что она совершенно недетерминирована, материя есть чистая потенция. Нельзя
даже сказать, телесна материя или бестелесна; она есть лишь возможность бытия или
небытия тела.
Между материей — чистым вместилищем, и Идеями — чистыми формами расположен мир
вещей, порожденных Идеями в материи. Эти вещи имеют свои собственные формы, и,
поскольку формы рождаются вместе с телами, их называют «порожденными видами»
(«species nativae»), или, как впоследствии будут выражаться представители Шартрской
школы, «formae nativae». Халкидий под словом «species» понимает то же самое, что и под
словом «forma», но он предпочитает употреблять первый термин, тогда как шартрцы —
второй. Как бы то ни было, из этого различения вытекает, что Идея существует в двух видах: в
себе самой как первичная форма (primaria species) и в вещах как форма, порожденная от
вечной Идеи (secunda species, id est nativa**). Далее следует материя, которая получает бытие
от своей собственной формы: silva demum ex nativa specie sumit substantiam***. Этим трем
ступеням бытия соответствуют три ступени познания: идея, схваченная интеллектом, как
объект науки; порожденная форма, по природе чувственно воспринимаемая, как объект
Часть 6.
Глава П. Латинские отцы и философи
92
мнения; что же касается материи, то, не являясь ни умопостигаемой, ни чувственно
воспринимаемой, она не может быть ни познана, ни воспринята чувствами; мы знаем о ее
существовании лишь посредством некоторого половинчатого знания, которое позволяет нам
что-то утверждать о том, чего мы никоим образом не можем непосредственно воспринять.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|