|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 89
читал, что им подчинены разумные души, повинующиеся закону, и что у них есть силы,
выступающие в качестве их блюстителей: Природа, Удача, Случайность и демоны
(daemones), которые исследуют и взвешивают заслуги. Итак, высший Бог повелевает, второй
устанавливает порядок, третий предписывает, а души поступают согласно закону». Природа
и назначение Мировой души описаны в главах XCIX—СП, Удача и Случайность — в главах
CLVIII—CLIX.
Итак, мир есть творение Бога; но мир находится во времени, а Бог — вне времени;
следовательно, Бог — причинный источник мира, а не временной. Хотя чувственный мир
телесен и создан Богом, он вечен. Он такой по крайней мере по своим причинам. Один Бог с
заключенным в Нем умопостигаемым миром истинно вечен. Он находится в вечности
(aevum), относительно которой время — лишь мимолетный образ. Итак, «умопостигаемые
мир существует всегда; этот мир, который есть лишь его подобие, всегда был, есть и будет».
Глава CCLXXVI посвящена согласованию этого учения с буквой Книги Бытия, то есть с
христианским догматом.
Таким образом, есть два рода существ: оригинальные образцы и копии. Мир образцов
(exempla) — это умопостигаемые мир; мир копий, или отображений (simulacra) — это
чувственный мир (mundus sensilis), созданный по подобию своего образца. Техническое
название образца — «Идея». Это — бестелесная субстанция, не имеющая цвета и формы,
неосязаемая, постигаемая только интеллектом и разумом, причина возникновения существ,
причастных к подобию ей. Халкидий не желает исследовать, существует ли одна Идея или
же их множество; он занят лишь решением вопроса об их происхождении: это —
собственные создания Бога, который производит их в тот момент, когда замысливает. Короче
говоря, творения Бога — это мысленные сущности, и греки называют их Идеями. Таким
образом, утверждение, что чувственный мир вечен, означает, что Бог вечно мыслит Идеи,
отражения которых на протяжении времен непрерывно воспроизводит чувственный мир.
В этом смысле Идеи образуют единство с Богом; таким образом, три начала можно свести к
двум и сказать, что чувственный мир создан благодаря Богу и материи: ex Deo et silva factus
est ille mundus. В начале всего был Хаос (Овидий. Метаморфозы, I, 1—23), ко
91 2. Латинский платонизм TVвека
рый греки называют hyle, а Халкидий — |и, а Существование материи можно дока-ять с
помощью анализа и синтеза. Анализ (Yesolutio) состоит в том, чтобы подвести Аакты под их
начала. В самом деле, у нас есть два различных средства познания: чувства и интеллект.
Следовательно, их объекты также должны быть различными — это чувственно
воспринимаемое и умопостигаемое. Чувственно воспринимаемое изменчиво, временно,
постигаемо чувствами, согласуется только с мнениями; умопостигаемое неизменно, вечно,
познаваемо разумом и является объектом науки в собственном смысле этого слова. По
природе умопостигаемое предшествует чувственно воспринимаемому, но чувственное нам
более доступно. Аналитический метод, возводящий чувственно воспринимаемое к условиям
его существования, предназначен, таким образом, для установления существования материи.
Анализ исходит из непосредственно воспринимаемых данных, таких, как огонь, воздух, вода,
земля с их различной природой и различными свойствами. Эти элементы находятся не
только вокруг, но и внутри нас, потому что из них образованы все тела, в том числе наше
тело. Кроме того, тело обладает чувственно воспринимаемыми
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|