|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 88
се остальное, получает движение извне. Но
допускать это нет необходимости. Хотя аристотелевское доказательство существования
неподвижного перводвигателя само по себе хорошо, из него не следует ни то, что этим
перводвигателем является душа, ни то, что душа вся целиком есть жизнь и движение. Она
является источником движения (fons motus), исходящим из еще более изобильного
источника, из которого беспрерывно изливаются ее знания, волевые устремления и даже
страсти. Комментарий Макробия — одно из многочисленных сочинений, внушивших
средневековой мысли эти платоновские темы.
В еще большей степени способствовал этому комментарий Халкидия. В средние века
«Тимей» Платона был известен лишь по фрагменту латинского перевода, сделанному
Цицероном, но прежде всего — по переводу Халкидия, также фрагментарному (с 17 А по 53
С), и по комментарию, в основе которого лежал комментарий Посидония, дополненный
Халкидием. Едва ли можно сомневаться в том, что Халкидий был христианином. Он
утверждает, что Моисей и его Книга Бытия были богодухновенны; ясный намек на Рождение
Христа и на конечное назначение человека почти не оставляет сомнений. Цитата из Оригена
(ум. в 254) позволяет с достаточной вероятностью датировать его произведение концом III
или началом IV века.
Халкидий различает три начала (initia): Бога, материю и Идею [образец] (Deus et silva et
exemplum). Использование каким-либо средневековым автором для обозначения материи
термина «silva»* заставляет предположить влияние Халкидия. Высший Бог — это Высшее
Блого. Находящийся вне всякой субстанции и всякой природы, не постижимый для разума,
совершенный в Себе самом, Он самодостаточен, но является объектом всеобщего
стремления. За высшим Богом следует Провидение, которое греки называют Умом (nous), —
оно находится на втором уровне. Постоянно обращенная к Благу, эта вторая умопостигаемая
сущность получает
Глава II. Латинские отцы и философи
90
от Него и собственное совершенство, и то, которое она передает другим существам. От
Провидения зависит Судьба (fatum), божественный закон, управляющий всеми существами в
соответствии с природой каждого. Судьба христианизирована дважды: во-первых, она
подчинена Провидению («fatum ex providentia est, nee tamen ex fato providentia*»); во-вторых,
она действует в соответствии с различными видами природы и воли. Провидению
подчинены другие силы: Природа, Удача, Случайность, Ангелы, которые исследуют деяния
людей и взвешивают их заслуги. Эти служители Провидения обитают на следующем за
Провидением уровне, ибо исполняют его волю, но над ними есть еще Мировая душа,
которую иногда еще называют Вторым Умом; она глубоко проницает тело Вселенной, чтобы
оживлять и упорядочивать его. Халкидий резюмирует построение мира в одной фразе,
которую следует знать, так как она установила рамки для некоторых средневековых
космогонии, в частности изложенных в трактате Бернарда Сильвестра** «О целостности
мира» («De mundi universitate») и в «Романе о росе» Жана де Мена***. Эта фраза находится в
главе CLXXXVIII комментария Сильвестра к «Тимею»: «Чтобы подвести краткий итог,
скажем, как следует все это себе представлять. Источник вещей, от которого произошло и
получило свою субстанцию все остальное, — это высший неизреченный Бог. После Него —
Провидение, второй Бог (secundum Deum), законодатель этой и иной жизни, вечное и
привременное. На третье место я ставлю субстанцию, которую называют Вторым Умом и
Разумом, род стража вечной жизни. Я
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|