|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 87
деле являются. Разделение, лишающее существа первоначального единства, становится
реальностью только по причине материи, или hyle, в которую они вовлечены и которая их
удерживает.
Во время падения, устремляющего душу в тело, душа последовательно проходит через
небесные сферы и на каждой из них приобретает способности, которыми она будет
пользоваться в воплощенном состоянии: на сфере Сатурна — способность суждения
(ratiocinatio) и разум (intelligentia); на сфере Юпитера — способность действовать (vis agendi,
или praktikon); Марса — храбрость (animositatis ardor); Солнца — способность чувствовать и
вырабатывать собственное мнение (sentiendi opinandique natura); Венеры -способность
желания (desiderii motus); Меркурия — способность выражать понятое и задуманное
(hermeneutikon); наконец, на сфере Луны — возможность расти и питаться. Эта последняя
способность — самая низшая из божественных операций и высшая из телесных. Душа
выполняет ее лишь ценой своего рода самоубийства, заключая себя в тело, которое
становится как бы ее могилой: soma (тело) = sema (могила).
Как бы ни была отныне далека человеческая душа от своего источника, она не полностью
отделена от него. Благодаря своим высшим качествам — разуму и способности суждения,
она сохраняет врожденное знание о божественном и средства для воссоедине-
89
2. Латинский платонизм IV века
яия с ним посредством упражнения в добродетели. Как хорошо показал Плотин,
добродетели входят в душу из божественного источника, от которого произошла и она сама;
они образуют иерархию от низших до высших и разделяются на четыре группы:
политические добродетели, то есть управляющие активной жизнью человека внутри
общества (благоразумие, сила, выдержка и справедливость); очищающие добродетели,
которые отвращают душу от действия и направляют ее на созерцание; добродетели уже
очищенного мышления, способного к созерцанию; наконец, образцовые добродетели,
которые вечно пребывают в божественном Разуме как образцы и начала наших
добродетелей: «Если в божественном Разуме заключены идеи всех вещей, то с еще большим
основанием должно считать, что в нем заключены и идеи добродетелей. Так, благоразумие
— это сам божественный Разум, воздержанность, постоянно наблюдающая сама за собой,
сила, остающаяся одной и той же и никогда не меняющаяся, справедливость, которая
неуклонно делает свое дело согласно управляющему ею вечному закону». Этот текст дал
августинианцам XIII столетия, в частности св. Бонавентуре, техническую формулу:
«просвещение добродетелей».
Принятое Макробием определение души позволяет ему, помимо прочего, объявить ее
восприимчивой к божественным воздействиям. Здесь есть две формулировки, между
которыми можно было бы остановиться в нерешительности: Платона душа есть сущность,
которая движется сама по себе, и Аристотеля душа есть акт, или совершенство
организованного тела. Выбор между ними тем более важен, когда речь идет о проблеме
бессмертия. Если вслед за Платоном принять, что душа — это самодвижущаяся сущность, то
нельзя обнаружить никакой причины, вследствие которой она должна была
ы остановиться и, следовательно, прекратить существование. Иное дело, если допустить
вместе с Аристотелем, что душа, как и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|