|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 83
произведениях св. Амвросия расцветает моральная символика животных, отсутствующая в
экзегезе Василия Великого, но очень популярная в средние века. Что он только не принимает
за аллегорию! При объяснении библейского рассказа об искушении первого человека он
вместе с Филоном допускает, что змей — это лишь образ наслаждения, жена
- образ чувственности, а человек обозначает интеллект (nous), который обманывается
чувствами. Амвросию представляется невозможным, чтобы земной рай был каким-то
определенным местом на земле; он видит в нем лишь высшую и направляющую часть нашей
души (ее principale), а в орошающих его реках — благодать Божию и добродетели.
Глава II. Латинские отцы и философи
86
Когда читаешь некоторые аллегории Амвросия, то задаешься вопросом: каковы были бы его
метафизические идеи, если бы он их сформулировал в явном виде? Задумаемся над его
интерпретацией конечного предназначения человека, в особенности адских мук. Что такое
«тьма внешняя»? Следует ли представлять ее как темницу, куда будут заключены виновные?
Ни в коем случае разве что в незначительной степени (minime). He станем думать, что там
будет скрежет зубов, или вечный жар настоящего пламени, или телесный пожирающий
червь. Для Амвросия, как и для Оригена, адский огонь — это печаль, которую вызывает грех
в душе виновного; червь
- это угрызения совести, которые и в самомделе точат совесть грешника и постоянно его
мучают. Все эти понятия вместе с некоторыми забавными деталями эсхатологии Амвросия
найдут отражение в творчестве ИоаннаСкота Эриугены. Мы увидим, с каким «им
материализмом» связаны эти идеи в сочинениях последнего.
Для Амвросия, имевшего в качестве примеров Оригена и Филона, свободных в толковании
текстов, было истинным счастьем, что его предпочтения сосредоточились не на метафизике,
а на морали. В самом деле, его главным вкладом в историю идей остается трактат «Об
обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»). Вдохновляясь книгой Цицерона
«Об обязанностях», Амвросий пытается извлечь из нее уроки, полезные для клира, а в
некоторых случаях
- и для простых христиан. Никакие сомнения не удерживают его на этом пути. Копер вых,
убежденный, что часть своих знанийгреческие философы извлекли из Библии, он
рассчитывает на право возврата имущества, используя положения Цицерона в пользу
христиан; но особенно глубоко он намеревается трансформировать мораль Цицерона,
которая по своему существу была кодексомдолга человека по отношению к общине, к граду,
реинтерпретировав ее как религиозную мораль, основанную на обязанностях человека по
отношению к Богу. Эта хрести
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|