|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 82
неразрывно связывает такое понятие о Боге с его неизменностью, ибо «то, что есть», не могло
85
1. От апологетов до святого Амвроси
начаться и не может кончиться. Итак, чистое «esse»* неизменно, вечно, обладает абсолютной
онтологической достаточностью и совершенной простотой. Св. Фома Аквинский, которому
были хорошо знакомы произведения св. Илария, воспользовался этим родом дедукции
атрибутов Бога из понятия «esse». Безусловно, в его произведениях можно найти еще целый
ряд понятий философского характера, но сами по себе они мало что значат и используются
настолько фрагментарно, что их дефиниции не ясны до сих пор. Например, и сейчас спорят
о том, что понимал Иларий, например, под духовностью души. Это проблемы, с которыми
он сталкивался, но на которых не останавливался.
Еще более поразительный пример являют собой произведения св. Амвросия (333— 397)**.
Иларий знал греческий и не позволил себе соблазниться метафизикой; Амвросий знал
греческий, долго изучал Филона и Оригена, произведения которых изобилуют
философскими сведениями самого различного рода, но он также ни в малейшей степени не
позволил себе метафизически углублять священный текст. Амвросий не думал о философах
ничего хорошего***. Манера, в которой он о них говорит в своих трактатах «О вере» («De
fide»: 1,5; 1,13; IV, 8) и «О воплощении» («De incamatione», IX, 89), предвосхищает инвективы
Петра Дамиани против диалектики. Амвросий — один из самых надежных источников для
«антидиалектиков» XI и XII веков, и если и можно извлечь из его сочинений какие-то
философские понятия, то они словно инкрустированы в формулы догматов. Еще интереснее
отметить неоплатонический характер некоторых заимствованных им философских идей.
Так, когда Амвросий толкует слова Писания «Я есмь Тот, кто я есть», он постоянно
отождествляет значение слова «быть» со значением «быть всегда». В трактате «О псалме 43»
(п 19), написанном, по-видимому, в последний год его жизни (397), он так излагает формулу
Писания: quia nihil tam proprium Deo quam semper esse****. в трактате «О вере» (III, 15)
Амвросии идет еще дальше и утверждает, что если Богу в высшей степени соответству-, то
это потому, что ет термин «essentia»4
он означает то же самое, что греческое «ousia», этимология которого восходит к «ousa aei» —
«существующий всегда». Трудно найти более явный случай подобной «эссенциализации»
понятия бытия, и это сыграет важную роль в истории христианских доктрин, начиная со св.
Августина. Но подлинное призвание Амвросия — совершенно латинское: призвание
моралиста. Это хорошо видно, если сравнить его «Гексамерон» с «Шестодневом» Василия
Великого, который, кстати, и вдохновил его. В этом сборнике девяти проповедей о делах
Шести дней Амвросий пускается в аллегорические толкования, из которых порой
совершенно улетучивается буква Писания. Не станем сожалеть об этой чрезмерности,
потому что, слушая, как епископ Миланский аллегорически комментирует Библию, св.
Августин открыл для себя, что буква умерщвляет, а дух животворит. Впрочем, в этом
отношении его предшественниками были Филон и Ориген, в своих нравственных и
мистических толкованиях выходившие за пределы буквального смысла текстов, но никто из
них не продвинул применение этого метода так далеко. В
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|