|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 79
и получаем в награду бессмертие, чтобы, уподобившись ангелам, вечно служить Отцу и
Владыке, нашему Господу, и стать вечным Царствием Божиим» (VII, 6). Вот к чему все
сводится, и Лактанций заключает: «Наес summa reum est, hoc arcanum Dei, hoc mysterium
mundi»* * * * * *. Но как трудно ему вдаваться в детали! Лактанций знает, что Бог непостижим
и неизречен, но считает, как и Сенека, что Он Сам Себя создал (ipse se fecit; I, 7), что у Него
есть фигура и форма; он думает также, что Бог произвел Слово устно, породив мыслью и
голосом. Что касается человека, то Лактанций не сомневается, что его душа бессмертна,
однако вслед за Тертуллианом считает, что подлинный человек невидим, скрыт в видимом
теле, которое как бы его окутывает. Именно там
истинный человек, со своим образом мыс
лей (mens, animus) и душой (anima), которые
он описывает по отдельности, но затем сира
шивает, следует ли их различать: «sequitur
alia et ipsa inextricabilis quaestio, idemne sit
anima et animus, an vero aliud sit illud, quo
vivimus, aliud autem, quo sentimus et sapimus******** («De opificio Dei», 18). Сам Лак
танций знает об этом слишком мало, но все
гда высказывается в том смысле, будто ум и
исходя из более сильных оснований, душа
«natura subtilis et tenuis********* и при
этом она материальна. Здесь его предшественником был Тертуллиан, но Лактанций,
кажется, не подозревает об этом: «quid autem
sit anima, nondum inter philosophos convenit,
neeunquamfortasse conveniet********** до_
— 83 1. От апологетов до святого Амвроси
5авим к этому, что если он и не проповедо-}ал никоим образом манихейский дуализм [|,
обра и Зла, все же явно склонялся к тому, до очень точно было названо «субордина-дионным
дуализмом». Увлеченный финалитским пылом, он нашел, что дьявол настолько полезен
Богу, что стал необходимым действующим лицом миропорядка. Больше всего Бог
Лактанция любит разнообразие, и поэтому, как утверждается в трактате «О творчестве Бога»,
он создал этого мучителя человеческого рода. Не бывает ни победы без борьбы, ни
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|