|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 77
Напрасно ожидать философских откровений от автора подобных строк. Лактанций —
метафизик в такой же мере, в какой и ученый, но он редкостный свидетель изумления,
которое испытывали многие язычники перед религией, вера которой, если не принимать ее
за философию, высоко возносит религию над этой самой философией. В христианских
верованиях больше разума, чем в самом Разуме. Прежде всего поэтому сделался
христианином Юстин и остался им до мученической смерти; именно эту веру открыл
Октавий Цецилию и обратил последнего в нее; Утверждая этот факт, св. Иларий из Пуатье
присоединился к христианству и именно об
этом свидетельствует Лактанций язычникам своего времени. Что такое счастье, если не
познание истины? Лактанций нашел истину в христианской вере; он счастлив и хочет, чтобы
все были счастливы, как он. Для этого достаточно быть христианином. Позади нас
• нелепые басни языческих культов и противоречащие друг другу неясности нескольких
великих философов, которых даже их гений не уберег от невежества; перед нами
• уверенность, свет и мир: «Мы же, напротив,
получили священную тайну истинной религии,
потому что истина открыта нам Богом, за
которым мы следуем как за Учите лем
мудрости, как за Проводником, ведущим нас к
истине, и мы зовем на этот небесный пир всех
без различия возраста и пола, ибо никакая
пища не желанна так для души, как познание
истины». Отсюда—семь книг «Божественных
установлений», которые кажут ся чересчур
длинными и затянутыми, особенно тому, кто
захочет прочесть их быстро, но которые сам
Лактанций находил слишком краткими для
такой огромной темы.
Обращаясь к язычникам своего времени, он непрестанно думает о великих язычниках
прошлого, прежде всего о Цицерона («qui nOn tantum perfectus orator, sed etiam philosophus
fait»*), чей жизненный путь он во многом повторил. Посвятив свою жизнь красноречию, они
в конце концов совершили поворот: Цицерон — к мудрости философов, Лактанций — к
христианской мудрости, и это принесло совершенно разные плоды. Перечитаем трактат
Цицерона «О природе богов». Что узнал Цицерон о Боге в конце своего исследования?
Ничего. Когда он думает, что случайно что-то знает, он ошибается; а Сенека ошибается еще
больше
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|