|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 75
из нее бога. Бессмысленно становиться христианином, чтобы тут же впасть в многобожие.
Поэтому Юстин, Татиан и другие энергично настаивали на том, что душа бессмертна лишь
по воле Бога и постольку, поскольку этого желает Бог. Арнобий идет еще дальше, но им
движет то же чувство. С его точки зрения, те, кто считает, что души бессмертны по природе,
видят в них сущности, близкие Богу по достоинству, порожденные Им, божественные,
богатые врожденной мудростью и находящиеся вне соприкосновения с телом. Таковы
противники Арнобия, которых он вопрошает: «qui Deum vobis adsciscitis patrem et cum eo
contenditis immortalitatem habere vos unam?»*** Именно для того чтобы сильнее их
пристыдить, Арнобий с таким жаром настаивает на том, что люди — не души, а животные.
Они животные по форме своего тела, способу размножения и питания. Конечно, они
превосходят других животных своим разумом, если способны им пользоваться. Но на самом
деле разум этот дает нам не так уж много. Животные так же, как и мы, предусмотрительны,
они, подобно нам, укрываются от холода, и когда смотришь на их гнезда или берлоги, то
невольно думаешь, что, если бы природа дала им руки, они бы строили дома.
И все-таки предположим, что человек сумел достичь некоторого знания о вещах и проявил
некоторую изобретательность. Здесь нечем гордиться: «поп sunt ista scientiae munera, sed
pauperrimae necessitatis inven-ta»****. Этим Арнобий хочет сказать, что волей-неволей человек
был вынужден постепенно приобретать необходимые познания, причем ценой длительных
усилий. Короче говоря, души людей не спустились в их тела с небес. Чтобы наглядно
доказать это, Арнобий прибегает к «мысленному эксперименту», которым потом
воспользуются многие. Он предлагает вообразить ребенка, который очень долго рос в
одиночестве. Посмотрим на него во взрослом состоянии, в двадцать, тридцать лет, в еще
более старшем возрасте: что он будет знать? Ничего. Но ведь если
Глава II. Латинские отцы и философи
80
учение, изложенное Платоном в «Меноне», верно и наши души пришли в этот мир из
божественного мира, где они знали все, то этот человек должен был бы знать то, что знают
другие. Платон говорит, что любой человек найдет правильный ответ, если его спросить
соответствующим образом. Но как спросить у этого несчастного? Он не поймет ни единого
слова. Вот это чудесное существо божественного происхождения, это minor mundus*, столь
восхваляемый философами! Всему тому, что мы знаем, мы научились в школе, так же как
бык научается тащить телегу или охотничья собака — хватать и приносить добычу. Чтобы
окончательно доказать это положение, Арнобий предлагает представить подземное жилище
со сред-нетеплой неизменной температурой, абсолютно звуконепроницаемое и пустое.
Пускай положат туда новорожденного платоновской или пифагорейской породы; пускай его
воспитывает кормилица, всегда обнаженная, всегда молчаливая, которая сначала будет
кормить его своим молоком, а потом постоянно одной и той же пищей. Спрашивается,
какие познания приобретет эта якобы божественная и бессмертная душа по прошествии
сорока лет? Очевидно, что никаких. Этим маленьким философским романом воспользуется
французский сенсуализм XVIII века, на него сошлется даже материалист Ламетри.
Твердо убежденный в божественности Христа («Adversus nationes», II, 60), Арнобий вряд ли
что-либо знал о догмате о Троице. Создается впечатление, что высший Бог (princeps Deus,
Deus summus), о котором он часто говорит, находится во главе множества других богов («dii
omnes, vel quicumque sunt veri vel qui esse rumore atque opinione dicuntur»**), а Христос
нередко представлен как Бог, Который должен просветить нас в нашем
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|