|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 74
формы животное, которое не видит того, что у него перед глазами. Здесь Арнобий первый
представитель той подлинно христианской семьи, из которой выйдут впоследствии Монтень,
Шаррон, Паскаль и некоторые другие. Это, если угодно, скептики, но такие, чей скептицизм
представляет собой не столько утверждение силы разума, способного судить веру, сколько
констатацию его бессилия в познании, не столько претензию на могущество человека,
сколько признание его ничтожества. В этом случае мы в первую очередь имеем дело не с
эпистемологией, а с наблюдениями моралиста.
Заслуга Арнобия, по крайней мере, в том, что он наметил основные темы апологии
подобного рода. Первоочередной задачей всегда было указание проблем, с которыми
сталкивается всякий человеческий ум, и, однако, не может отыскать их решения. Во II книге
трактата «Против язычников» мы находим длинный перечень подобных проблем. Эта тема
обычно подводит к другой, которая «подается на жаркое» во всякой аргументации:
поскольку мы ничего не знаем по существу этих вопросов, но верим во множество вещей, то
что странного или смешного в самом акте веры? Разве вся человеческая жизнь не есть
бесчисленное количество бесконечно повторяющихся актов веры? Вся деятельность людей
зависит от убеждения, что определенные события обязательно произойдут, хотя рассудок не
в состоянии этого доказать. Путешественник верит, что он вернется домой; пахарь сеет,
потому что верит, что семена взойдут; больной доверяет врачу, потому что верит, что тот
способен изле-
79
1. От апологетов до святого Амвроси
нить его; философ, считающий, что все состоит из воды, верит, что Фалес прав; другие верят
тому, что говорили Платон, Аристотель, Хрисипп, Зенок, Эпикур; и даже те, кто верит, что
люди ничего не знают, по крайней мере в этом пункте верят Аркесилаю и Карнеаду*. Отчего
же христианам не верить в то, что говорил Христос? «Vos Platoni, vos Cronio, vos Numenio vel
cui libuerit creditis: nos credimus et adquiescimus Christo"**. Вечные сила и слабость этого
аргумента заключаются в следующем: он доказывает, что христиане — не единственные, кто
во что-то верит; он даже доказывает, как позднее отметит Монтень, что разнообразные
человеческие верования не менее удивительны, чем вера христиан; но на этом его
положительное действие заканчивается, и самое печальное то, что этот аргумент очень легко
развернуть в противоположную сторону.
Третья тема, свойственная тем, кого иногда называют «христианскими скептиками», — это
методичное уничижение человека и, соответственно, возвышение животных. Арнобий часто
пользуется этим приемом, и его интересно рассмотреть по одной специфической причине.
Нужно отметить постоянные колебания, с которыми христианские мыслители принимали
аристотелевское определение души как формы организованного тела. Если допустить это, то
как объяснить бессмертие души? Вот почему многие предпочитали вслед за Платоном учить,
что душа есть сама по себе духовная субстанция, одна из функций которой одушевлять тела.
Если Аристотель не признавал бессмертия души, тогда как его учитель Платон признавал, то
это произошло потому, что аристотелевская дефиниция души исключает подобное
следствие, а платоновская предполагает. Некоторые из первых христианских апологетов, по-
видимому, были захвачены Другим аспектом проблемы. Они хорошо понимали, что у
Платона бессмертие души неразрывно связано с ее предсуществовани-ем и что заявлять,
будто духовная субстанция бессмертна сама по себе, значить делать
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|