|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 73
по которым можно было быть и остаться язычником. Возможно, в юности он был плохим
язычником. «Октавий» интересен, в частности, тем, что его автор искренне описал угрызения
совести, которые испытывает язычник на пути к обращению в христианство. Возможно, он
сам их испытывал, но остается фактом, что из всех апологетов III века он, по крайней мере в
этом, не имел подражателей; Минуций Феликс — единственный, кто осветил для нас обе
стороны проблемы.
По примеру Цицерона Минуций изображает или искусно воссоздает беседу, которая якобы
происходила в его присутствии в Остин между язычником Цецилием Натали-сом и
христианином Октавием. Два основных аргумента, которые выдвигает Цецилий против
христианства, вероятно, совпали бы с теми, что выдвинул бы Цицерон. Во-первых, в
догматике христианской веры есть нечто стеснительное для образованного язычника. Диалог
«О природе богов», обширное теологическое исследование, Цицерон заключил весьма
сдержанной фразой: «После сказанного мы разошлись с тем, что Веллею показалось более
правильным суждение Вотты, а мне — более похожим на истину мнение Бальби»**. Если
таково было настро-
Глава II. Латинские отцы и философи
78
просвещенный ум, окончательно освободившийся от язычества, в первую очередь
воспринимал от новой религии и, если так можно выразиться, какими своими
содержательными моментами она его привлекла. Эти моменты просты. «Nihil sumus aliud
Chris-tiani, — говорит Арнобий, — nisi magistro Christo summi regis ac principis veneratores»*.
Христос для него прежде всего учитель, пришедший открыть людям истину о природе Бога
и о культе, который Ему следует воздавать. Бог — Владыка (Deum principem), Господь всего
сущего (rerum cunctarum quaecumque sunt dominum), Которого мы должны почитать,
призывать с благоговением, как бы обнимать всеми силами своего существа и любить — вот
какова была для Арнобия сущность этой религии, которую он только начинал постигать, и
удивлялся, как можно было считать ее отвратительной. Христианство для него было прежде
всего откровением единобожия во Христе. Ведь принести людям знание о едином и
единственном Боге означало одновременно указать причину и дать окончательное
объяснение всему, что существует: небесным телам, элементам мира, одушевленным
существам, в том числе людям; это означало также рассказать им о природе их душ и об их
состоянии после смерти.
Более всего Арнобия поражает в этом откровении то, что оно преподает человеку наглядный
урок смирения. В трактате «Против язычников» немало следов скептицизма или, правильнее
было бы сказать, неоакадемизма. Эта тенденция вполне объясняется личным опытом
Арнобия. Неутомимый в обличении нелепости языческих теологии, он, рассказывая о них,
не может забыть, что сам еще недавно считал их истинными. Это он, Арнобий, суеверно
падал ниц перед кусками дерева и камешками, смазанными елеем: «adulabar, adfabar et
beneflcia poscebam nihil sentiente de trunco»**, тогда как истина Христова открылась ему в
сияющей простоте. Кто же поколеблется назвать Его Богом? И как человеку не смеяться над
самим собой, думая о собственной глупости? Убедительный опыт для нашей гордыни.
Высшее благодеяние, которое Бог оказал людям, состоит в возвышении их от ложной
религии к истинной, а способ, каким Он это сделал, показывает нам, кто мы: «animantia
monstravit informia nos esse, vanis opinionibus fidere, nihil comprehensum habere, nihil scire et
quae nostros sita sunt ante oculos non videre»***. To есть человек, по Арнобию, — это лишенное
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|