|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 72
Поскольку все, что существует, — это тела, и поскольку Бог есть, то и Бог есть тело.
Разумеется, Он есть тончайшее и самое разреженное из всех тел. Он также самое сияющее
тело, до такой степени, что его сияние делает Его не видимым для нас, но тем не менее, это —
тело. Мы не в состоянии представить Его себе в Его истинном виде, но мы знаем, что Он един,
что Он по природе есть Разум и что Разум в Нем един с Благом. Когда наступил момент
творения, Бог породил из Себя духовную субстанцию, которая есть Слово. Эта субстанция,
пребывая в Боге, как лучи пребывают в солнце, есть Бог, как лучи солнца суть свет. Это — Бог
от Бога, Свет от Света, который изливается от Отца, не умаляя Его. Наоборот, Сло-
Глава II. Латинские отцы и философи
76
во не есть полностью Отец, и само заявило об этом позднее устами Христа: «Отец Мой более
Меня» (Ин. 14:28). Засвидетельствовав таким образом существование Слова, Тертуллиан
находит уместным доказать стоикам, что все их учение о Логосе подтверждает христианскую
истину. Бог сотворил мир из ничего, но Слово — это разум, в соответствии с которым Он его
создал, устроил и упорядочил. Разве не то же самое утверждали стоики Зенок и Клеанф,
говоря о Логосе как о разуме, или мудрости, устрояющем мир и проницающем его со всех
сторон? Что же касается Святого Духа, то Он присоединяется к Отцу и Слову, не разрывая
единства с Богом, подобно тому как плод составляет единство с корнем и стеблем или устье
— с рекой и ее истоком. Мотивированное актом творения, порождение Слова Отцом в
прямом смысле не вечно, потому что Отец существовал без Него. Однако нельзя говорить,
что оно произошло во времени, так как время возникло только вместе с творением. У нас нет
средств выразить это отношение.
Легко видеть, что учение Тертуллиана отличается простотой, если не сказать упрощен-
ченством, но этот сильный и красноречивый писатель был наделен даром находить четкие
формулы; так как многие из них употреблялись весьма широко, то даже его отпадение от
Церкви не устранило его влияния на нее. Впрочем, со всеми его недостатками, которые у него
находят в изобилии, Тертуллиан обладал завораживающими пылкостью и искренностью,
которые часто и приводили его к заблуждениям. Нюансы казались ему компромиссами. Вот
почему этот апостол чистой веры и безусловного смирения кончил ересиархом внутри
еретической секты, и этот материалист был последовательно изгнан из двух церквей, так как
считал их чересчур снисходительными к вожделениям плоти. Этой стороной своего
творчества Тертуллиан странно похож на Татиана.
В противоположность ему пленительный Минуций Феликс и его диалог «Октавий»* в
цицероновском стиле наводят на воспоминания о Юстине. Знатоки до сих пор не могут
установить, написано ли сочинение Мину-ция до Тертуллиана или после него. Вопрос не
лишен интереса, потому что сочинения, написанные раньше, безусловно дали толчок к
созданию более поздних. Во всяком случае, даже если допустить — с большой степенью
вероятности, — что Минуций обязан Тертул-лиану частью своих идей, он совершенно чужд
ему по духу. У Тертуллиана легко обнаружить энергичные требования предоставить
каждому право исповедовать ту религию, которую он считает истинной, но, кажется, так же
легко и с полным основанием можно отметить, что этот поборник религиозной свободы
хри| стиан в языческой империи не стал бы с тем же пылом защищать религиозную свободу
язычников в христианском государстве. Став христианином, Тертуллиан совершенно
позабыл мотивы,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|