|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 70
anima)*. Проблему исключительного права христиан на толкование Писания он решает
скорее как юрист, нежели как философ. Согласно римскому праву всякое лицо,
пользовавшееся имуществом достаточно длительное время, может рассматриваться как
законный собственник. Если кто-то оспорит у него право на эту собственность, он может
защититься, сославшись на право давности владения: longae praescriptionis possessio.
Применяя этот принцип к Священному Писанию, Тер-туллиан «отказывает в иске»
гностикам на право его толкования. С самого начала принятое и комментируемое
христианами, оно принадлежит им в полном соответствии с законом; если гностики
претендуют на его использование, то, согласно принципу давности, их можно объявить
исключенной стороной. Таким образом, Тертуллиан сразу свел всю проблему к традиции.
Эти энергичные аргументы очень характерны для его манеры, отличающейся больше
жесткостью и хитрой изворотливостью, чем подлинной тонкостью. Христианская
апологетика на латыни началась со своего Татиана.
В самом деле, Тертуллиан берет христианство как целое, которое налагается на индивидов в
виде простой веры. Каждый христианин должен принять веру как таковую, не претендуя на
какую-либо избирательность, а тем более на суждение о ней. Следовательно,
метафизические интерпретации гностиков неприемлемы, хотя они и ссылаются на разум,
или, вернее, именно поэтому. Христианами становятся благодаря вере в слово Христа и ни во
чье иное. Повторим вместе со св. Павлом: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал
благовествовать вам другое Евангелие, нежели то, что мы благовествовали, да будет анафема»
(Гал. 1:8)**. Итак, вера есть единственное и непреложное правило (regula fidei), и этого
достаточно.
Покончив, таким образом, с этим вопросом, Тертуллиан встает в решительную оппозицию
по отношению к философии. На нее он возлагает ответственность — впрочем, не без
определенной проницательности — за умножение гностических сект. Подобно тому как
Пророки — патриархи христиан, философы — патриархи еретиков. Ни Платон, ни даже
Сократ не составляют исключения. Чтобы увидеть, насколько вера превосходит философию,
достаточно взглянуть в лицо фактам. Самый необразованный христианин, если он обладает
верой, — уже нашел Бога, рассуждает о его природе и его творениях и без колебаний
отвечает на любой вопрос на эту тему, тогда как сам Платон заявлял, что нелегко обнаружить
«Мастера Вселенной», а обнаружив, познать его. Верно, что некоторые философы подчас
проповедуют учения, схожие с христианской верой, но это случайность. Как матросы
разбитых бурей кораблей иногда вслепую находят путь в гавань, так и им в их слепоте порой
улыбается счастье, но это отнюдь не пример для подражания.
Антифилософский настрой Тертуллиана, развившийся в антирационализм, породил его
знаменитейшие формулы***. Нет ничего оригинального в утверждении, что догмат
Искупления не постижим разумом: св. Павел уже сказал, что тайна Креста скандальна для
иудеев и безумна для эллинской мудрости (1 Кор. 1:18—25). Еще более заостряя эту мысль,
Тертуллиан прибегает к ораторским эффектам, отголосок которых слышится и поныне:
«Сын Божий был распят, и я не стыжусь этого, потому что этого нужно стыдиться. И то, что
Сын Божий умер, вполне достоверно, потому что это нелепо. И то, что Он был погребен и
воскрес, очевидно, потому что это невозможно»****. Эти фразы из главы V его трактата «О
плоти Христовой» звучат намеренно провокационно. На них нельзя особенно настаивать,
если вспомнить, что их автор написал сборник упражнений по риторике, озаглавленный «О
плаще» («De pallio»). И все же следует признать, что эти фразы двусмысленны. Если фразы
«prorsus credibile quia ineptum est» или «certum quia
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|