|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 68
Глава I. Греческие отцы и философи 72
ко близка. Св. Августин так глубоко прочувствовал это, что в конце концов сказал: если бы платоники
знали христианство, то им потребовалось бы очень мало изменить свое учение, чтобы стать
христианами. Это чувство испытывали уже греческие отцы, и этого достаточно, чтобы объяснить их
предрасположенность к учению, которое не было их учением, но из всех им известных представлялось
легче всего усвояемым для христианской мысли. В процессе этого усвоения заблуждения возникали
тем более легко, что сами христианские догматы находились тогда в стадии формирования; не менее
верно и то, что некоторые из этих приобретений, например учение об Идеях, были восприняты сразу,
но даже там, где платонизм требовал такого углубления или таких поправок, какие не были сделаны
греческими отцами, он стал для христианской мысли первым стимулом для поиска философских
интерпретаций ее собственной истины.
ЛИТЕРАТУРА
Общую характеристику эпохи см. в книгах (на русском языке): Флоровский Г. В. Восточные Отцы Г/
века. Париж, 1931 (М., 1992); Флоровский Г. В. Византийские Отцы V—VIII веков. Париж, 1933 (М.,
1992).
Дионисий (Псевдо-Ареопагит): MigneJ. P. (ed.). Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. 3—4; Mtiller
H. F. Dionysios, Proklos, Plotinos. Mtinster, 1918; WeertzH. Die Gotteslehre des Pseudo-Dionysios
Areopagitos und ihre Einwirkung auf Thomas von Aquin. Koln, 1908; Флоровский Г. В. Цит. соч., гл. IV, с.
95—117.0 первых латинских переводах Ареопагита: Thery G. Etudes dionysiennes. P., 1932 et 1937, vol.
1—2. Библиографию многочисленных статей Й. Штигльмайра (J. Stiglmayr) см.: GeyerB. Die patristische
und scholastische Philosophic S. 667—668 (эта работа упоминалась выше).
Максим Исповедник: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. 90— 91; Флоровский
Г. В. Цит. соч., гл. VII, с. 195— 227; Draeseke J. Maximus Confessor und Johannes Scotus Erigena //
Theologische Studien und Kritiken, 1911, Bd. 84, S. 20—26, 204—
229.
Иоанн Филопон: Grabmann M. Mittelalterliche lateinische Aristotelesubersetzungen von Schriften der
Aristoteles-Kommentatoren Ioh. Philoponos, Alex, von Aphrodisias und Themistios. Munchen, 1929; Duhem
P. Le systeme du monde: histoire des doctrines cosmologiques de Platon a Copernic. P., 1913—1917, vol. 1—5
(v.l, p. 313—320: Le lieu et le vide selon Jean Philopon, p. 380—388: Le mouvement des projectiles. — La
theorie de Jean Philopon. — Corte M. de. Le commentaire de Jean Philopon sur le Ше livre du «Traite de
l'ame» d'Aristote. Liege. P., 1934.
Иоанн Дамаскин: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. 94—96; Ermoni V. Saint
Jean Damascene. P., 1904; Hocedez E. Les trois premieres traductions du «De ortodoxa fide» de saint Jean
Damascene // Musee Beige, 1913, v. 17, p. 109—123; GhellinckJ. de. Les oeuvres de Jean de Damas en
Occident au ХПе siecle // Revues des questions historiques, 1910, p. 149—160 (ср.: idem. Le mouvement
theologique du ХПе siecle. P., 1914, p. 245—276); Jugie M. Jean Damascene (art.) // Dictionnaire de theologie
catholique, v. 8, col. 693— 751 (превосходный материал); Флоровский Г. В. Цит. соч., гл. VIII, с. 228—254.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|