|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 66
доказательства бытия Бога, ибо, говорит он, хотя знание о Боге естественным образом
укоренено в нас, но оно настолько затемнено лукавством Сатаны, что безумец сказал в сердце
своем: «нет Бога» (Пс 13:1). Бог доказал Свое существование чудесами, а Его ученики сделали
это благодаря дару научения, который они получили от Бога: «Но нам, не получившим ни
дара чудотворения, ни дара научения (потому что мы стали недостойны этого из-за
склонности к похотям), нам подобает рассуждать на эту тему — хотя бы о том, что нам
сказали проводники благодати». Поэтому в соответствии с принципом св. Павла о
познаваемости Бога из рассматривания Его творений Иоанн Дамаскин утверждает
существование Бога, показывая, что все данное нам в чувственном опыте изменчиво; что
изменчивы даже души и ангелы; что все приходящее к бытию посредством изменения не
нетварно; что все данное нам таким образом тварно и, следовательно, существует его
несотворенный Творец. Второй аргумент, вытекающий из сохраняемости и управляемости
вещей, подтверждает первый, и доказательство заканчивается третьим аргументом,
направленным против Эпикура: Иоанн указывает, что порядок и распределение вещей в
мире не могут быть случайными. Бог, существование которого таким образом доказано,
непознаваем. Иоанн Дамаскин утверждает это в самых энергичных выражениях: «То, что Бог
существует, очевидно; но что Он есть по Своему бытию и природе — абсолютно неуловимо и
неизвестно (akatalepton touto pantelos kai agnoston)». Очевидно, что Бог бестелесен. Он не
состоит даже из той бестелесной материи, которую греческие ученые называют
«квинтэссенцией», «пятой сущностью». Аналогично — Бог нерожден, недвижим, нетленен и
так далее; но все эти наименования говорят нам о том, чем Он не является, а не о том, что
такое Он есть. Единственное, что можно из всего этого понять, — что Бог бесконечен и,
следовательно, непостижим. Положительные имена, которые мы даем Ему, говорят не о том,
что есть Бог, и описывают не Его природу, а то, что соответствует ей. Мы говорим, что
непостижимое и непознаваемое, которое есть Бог, едино, блого, праведно, мудро и т.д., но
перечисление этих атрибутов не позволяет нам познать природу, или сущность, того, к чему
они относятся. В самом деле, как и Блого Платона, Бог Иоанна Дамаскина выше познания,
потому что Он выше сущности (гл. IV). Кстати, именно в этом смысле Иоанн Дамаскин
толкует даже имя, которым Бог Сам назвал Себя в знаменитом тексте книги Исхода (3:14): «Я
есмь Сущий» (о on). Если понимать правильно, это имя означает на самом деле
непостижимость, поскольку оно указывает, что Бог «обладает и заключает в Себе полноту
бытия как некий бесконечный и безграничный океан реальности (ousias)» (Pege gnoseos, I, 9).
Эту формулу часто повторяли и комментировали в средние века, особенно св. Фома
Аквинский. По своему общему построению, которое включает исследование ангелов,
видимого неба, звезд, элементов, земли и человека, трактат «О православной вере»
представляет собой произведение уже чисто схоластического характера, и поэтому он так
привлекал ученых людей XIII века и послужил моделью для их «Комментариев к
Сентенциям» и «Сумм теологии». Они не только вдохновлялись общим планом
произведения, но и видели в нем неистощимый источник понятий и дефиниций, многими
из которых немедленно воспользовались теологи, воспитанные на Аристотеле. Из глав XXII—
XXVIII книги II о воле, о различении добровольного и недобровольного, о свободной воле,
рассматриваемой с точки зрения ее природы и причины, в средние века были восприняты
многие понятия, в большинстве своем аристо-
71
5. От Дионисия до Иоанна Дамаскина
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|