|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 61
скорректировать, то есть «интерпретировать» в смысле общепринятой ортодоксии, в
которой никто не смел отказать этому ученику апостолов, хотя, к сожалению, он не
приводит явных доказательств своего ученичества. Так или иначе, мы будем часто встречать
его в дальнейшем изложении, даже в тех случаях, когда у нас не будет повода назвать его по
имени.
Во времена раннего средневековья творения Дионисия не отделялись от произведений его
комментатора Максима Хризополь-ского, обычно называемого Максимом Исповедником
(580—662)****. Помимо многочисленных полемических богословских, а также экзегетических,
аскетических и литургических произведений, от Максима остались небольшой трактат «О
душе», который не содержит ничего оригинального, и книга теологических комментариев,
значение которой для средневековой мысли, напротив, очень велико. Эта книга называется
«О некоторых особенно трудных местах у Дионисия и Григория Назианзина». В средние века
с ней познакомятся в переводе Иоанна Скота Эриугены под заглавием «Двусмысленное»
(«Ambigua»). Некто Фома прислал Максиму перечень темных мест из «Бесед» («Гомилий»)
Григория Назианзина и творений Дионисия с просьбой их разъяснить. Максим согласился
тем более охотно, что, как он пишет в «Предисловии», он считал этих двух знаменитых
святых Богом предназна-
Глава I. Греческие отцы и философи
66
ченными к вечному блаженству прежде всех веков. Глубоко проникшийся учением
Дионисия, Максим тем не менее излагает его в своей манере, и в некоторых положениях оно
приобрело столь сильное влияние именно в интерпретации Максима*.
Бог есть чистая Монада — не количественная единица, которая порождает числа путем
прибавления, но источник неделимый и неумножаемый, из которого истекает
множественность, не нарушая его чистоты. Монада — это принцип некоторого движения, но
речь здесь идет не о психическом движении. Движение Божества (kinesis theotetos) есть
познание, посредством которого его бытие и «как» этого бытия проявляются в тех, кто
способен их познать.
Из первого движения Монады, через порождение Слова, которое есть ее тотальная
манифестация, рождается Диада; затем Слово превосходит Диаду, порождая Триаду при
исхождении Святого Духа. На этом первое движение Монады прекращается, поскольку ее
высшая манифестация уже стала совершенной: «Ибо наше поклонение направлено не на
скудную монархию, ограничивающуюся одним лицом (как у иудеев), и не на расплывчатую,
теряющуюся в бесконечности (как у язычников), но на Троицу Отца, Сына и Святого Духа,
обладающих равным достоинством. Их богатство есть само это согласие, это излучение,
одновременно различное и единое, вне которого Божественность уже не распространяется.
Итак, не учреждая целый народ богов, мы и не сводим Божество к скудости, граничащей с
нищетой».
Это первое движение дает начало второму: манифестации Бога вовне, в существа, которые не
суть Бог. Будучи совершенным знанием Монады, Слово вечно заключает в себе сущность, то
есть самое реальность (ousia) всего, что существует или когда-либо будет существовать.
Каждое из этих существ познано, желаемо, предустановлено в вечности, чтобы получить свое
бытие и свою субстанцию в надлежащий момент. Так что не будем думать, что Бог
принимает особое ре
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|