|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 59
что означает выражение «любовь — это исступление» (ex-stare — из-ступать). Ее действие в
этом мире и ее завершение в ином-это обожение (the Osis), заключающееся в ассимиляции и
воссоединении творения с Богом. Во Вселенной, которая представляет собой не что иное, как
манифестацию Бога, все — благое; таким образом, зло само по себе есть небытие; и то, что
оно проявляется в виде кажущегося реального существования, объясняется тем,
Глава I. Греческие отцы и философи
64
что оно предстает как бы в облике Блага. Именно здесь заключен обман, совершаемый над
нами злом: оно не имеет субстанции и реального бытия. Бог не является его причиной, но Он
его допускает, ибо царствует без насилия над естеством и свободой. В утраченном
произведении «О праведном суде Божием» Дионисий показал, что совершенно благой Бог
может праведно наказать виновных, потому что они виновны по своей воле.
Итак, по отношению к творению Бог есть Блого; по отношению к Нему Самому-имя,
заимствованное у творений, которое подобает Ему, как наименее неудачное — Бытие. Он
есть «Тот, Кто есть», и в этом качестве Он — причина всякого бытия. Следовательно, в этом
смысле можно говорить, что Он есть бытие всего, что есть. Вечно пребывающий Сам по Себе,
Он есть то, посредством чего пребывает и все остальное в смысле причастности Ему. И в этом
смысле следует указать, что бытие есть первичная форма причастности, основание всего
другого. Среди временных образов Бога бытие появляется первым именно потому, что оно
причастно Богу как таковое, и именно потому бытие может быть причастно жизни и иным
свойствам, которые определяют его. Соединенные в Боге, все эти формы причастия суть одно
в Нем, как радиусы круга суть одно в центре или как числа едины в одном числовом ряду.
Божественные модели существ Дионисий называет «типами», или «образцами», — они
являются прототипами всех форм причастности Богу. В качестве активных и причинных сил
эти модели суть также «божественные воли», или «предопределения».
Таким образом, мы сталкиваемся здесь с учением о божественных Идеях, но если Августин,
Ансельм, Бонавентура и Фома Аквинский отождествляют их с Богом, то Дионисий их Ему
подчиняет; способ, которым он это делает, заслуживает того, чтобы на нем остановиться, ибо
учение Дионисия об Идеях надолго останется одним из искушений средневековой мысли.
Ему поддастся Иоанн Скот Эриугена; другие прославленные теологи попытаются, по
крайней мере, принять его в расчет. Утверждая, что Бог есть Бытие, Дионисий не забывает,
что речь все время идет лишь о «божественном имени». Фактически же Бог не есть бытие —
Он вне бытия. Все явилось, как из своей причины, из изначального небытия. Собственно
говоря, как Бог не есть бытие, так и бытие не есть Бог; оно — лишь первая из всех форм
причастности Богу и, как было только что сказано, условие существования всех других. Этот
принцип действителен и для самих Идей, ибо все остальное причастно им, но сами они
участвуют прежде всего в бытии, которое само есть лишь причастность Богу. Вот как пишет
Дионисий в главе V, 5 «Божественных имен»: «Именно через их участие в бытии существуют
различные начала вещей, и только поэтому они становятся началами: но они прежде
существуют и лишь затем становятся началами»*. Кстати, как раз потому, что сами Идеи
являются формами причастия бытию, все причастное Идеям содержит в себе ту же форму
причастия как основу своей онтологической структуры. Идеи представляют собой, таким
образом, божественные лучи, близко расположенные к центру, но все же отстоящие от него,
ибо они суть как бы
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|