|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 58
светом, Он не мрак; не будучи истиной, Он не заблуждение. Недостижимая причина всех
существ, Он разом превосходит и утверждения, и отрицания.
63
5. От Дионисия до Иоанна Дамаскина
Трактат «О божественных именах» дол-ясен был оказать сильное влияние на теологическую
и философскую спекулятивную мысль именно потому, что он как бы располагался на
промежуточном уровне между не-рассуждающим утверждением простого верующего и
трансцендентным молчанием мистика. Бог предстает в нем прежде всего как Блого, ибо к
Нему приближаются через Его творения, и именно как Высшее Блого Он создал их. Бог
Дионисия подобен в этом случае идее Блага, описанной Платоном в его «Государстве»: как
природное Солнце без всякого размышления и воли, но самим фактом своего существования
пронизывает своим светом все предметы, так и Блого, по отношению к которому природное
Солнце является лишь бледным образом, распространяется в естествах, в активных энергиях,
в умопостигаемых и разумных сущностях; именно ему обязаны они тем, что они есть, и их
естественная неустойчивость находит в нем точку опоры. Это божественное просвещение
(illumination), постепенно распространяясь, естественным образом порождает иерархию, что
знаменует два момента
- различные, но связанные друг с другом: во-первых, состояние, в том смысле, что всякое
существо определяется занимаемым им в данной иерархии местом; и, во-вторых, функция, в
том смысле, что всякого члена универсальной иерархии оказывается свыше то или иное
влияние, чтобы он мог, в свою очередь, передать его на низший уровень. Божественный свет
и устанавливаемое им бытие передаются как бы по светоносному каскаду, ступени которого
описаны в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии».
Эта иллюминация не должна рассматриваться как простое просветление существ, но как
само их бытие. Неразумные души животных, которые ходят, прыгают, плавают и летают,
даже жизнь растений и, наконец, °ытие и субстанция того, у чего нет ни жизни, ни души,
- всего, что в той или иной степени заслуживает наименования реальности, — являются
лишь определенным моментом этого просвещающего излучения Блага. Следовательно, то,
что именуется творением, представляет собой результат Откровения Бога в Его созданиях, и
поэтому они свидетельствуют, что Он есть. Мир — это «теофания», которая одна только и
позволяет нам познать своего Творца. Всякое существо есть блого; тогда мы скажем, что и его
причина есть блого; затем мы станем отрицать, что оно есть Блого; но это отрицание, в свою
очередь, превратится в утверждение, потому что если Бог не есть Блого, то Он есть
«Сверхблаго».
Тот же метод применяется и к другим божественным именам: Свет, Красота, Жизнь и т.д.
Примечательно, что Дионисий считает себя обязанным оправдаться в том, что прилагает к
Богу имя Любовь, как будто это слово должно было вызвать возражения. Он настаивает на
праве его употреблять, так как оно означает для него именно движение милосердия,
посредством которого Бог приводит к Себе все существа, в которых раскрывается Его
благость. Рассматриваемое в этом аспекте универсальное озарение (illumination) является не
столько нарастающим светоносным каскадом, сколько гигантским круговоротом любви,
распространяющейся вначале на множественность существ только для того, чтобы затем
собрать их и привести к единству, которое кроется в их источнике. Любовь является, таким
образом, действующей силой, которая в каком-то смысле вырывает существа, исшедшие от
Бога, из них самих, чтобы обеспечить их возвращение к Богу. Вот
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|