|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 57
Глава I. Греческие отцы и философи
62
дежный способ устранить заблуждение — это установить неопровержимую истину.
Наиболее богатый философскими положениями трактат, появившийся под его именем,
посвящен проблеме Божественных имен. И все же это произведение — по преимуществу
теологическое, даже можно сказать экзегетическое. Исходя из факта, что в Писании у Бога
множество различных имен, Дионисий задается вопросом, в каком смысле правомерно их к
Нему относить. Данная проблема имела столь фундаментальное значение, что в средние века
этот трактат многократно комментировался, в частности св. Фомой Аквинским. А некоторые
теологические «суммы», например Александра Гэльского, включали в себя трактат «О
божественных именах» («De divinis nominibus»), где явно ощущается влияние Дионисия.
Дионисий несколько раз упоминает об одном своем не дошедшем до нас произведении —
«Основания богословия», продолжением которого является трактат «О Божественных
именах». Намерение автора состоит в том, чтобы не говорить и не мыслить о Боге ничего, что
не содержалось бы в Писании и не было бы им утверждено. Ибо один Бог знает Себя, и лишь
Он один может дать познать Себя тем, кто ищет Его со смирением. В самом Писании о Нем
говорится словами, заимствованными у сотворенных существ, которые все причастны
Высшему Благу и каждый отражает его в соответствии со своей мерой и положением.
Раскрыть акт творения в свете Писания означает открыться навстречу благодати
божественного просвещения, познать Бога как причину, бытие и жизнь всех существ,
восстановить в себе затемненное подобие Богу, обуздать плотские страсти и возвратиться к
своему источнику. Ибо Бог — это свет зрячих, святость святых, божественность, простота и
единение тех, в ком совершается обожение, тех, кто, собираясь из рассеяния во
множественности, обретают в Нем совершенство единства.
Чтобы помочь нам в этом, Писание и дает] Богу имена, которые мы в нем находим: единство,
красота, суверенность и другие.] Оно называет Его даже нашим Другом, по-1 тому что второе
божественное Лицо вопло-1 тилось ради нашего спасения, чудесным об-j разом соединив в
Иисусе две субстанции -божественную и человеческую. Однако! здесь имена приспособлены
к нашему состоянию и скрывают умопостигаемое пол чувственно воспринимаемым. В
«Основаниях богословия» утверждалось, что Бог абч солютно не постижим чувствами и
разумом;] а если Его нельзя познать, то нельзя и на-1 звать. Простые верующие без
затруднений! прилагают к Нему имена, используемые в] Писании, однако те, кто озарены
вышним] светом, способны пойти дальше буквы, приблизиться к ангельскому состоянию и
ин-1 тимне соединиться с самим божественным! светом. Эти люди говорят о Боге только
через отрицания, и нет ничего более верного Следовательно, сначала нужно использовать
применительно к Богу все те имена, которые дает Писание (положительная, утвердительная
теология), но затем сразу же их следует отрицать (отрицательная, негативная теология)*.
Однако эти два подхода можно согласовать в третьем, который заключается в утверждении,
что Богу приличествуют все эти имена в некоем не пости-j жимом для человеческого ума
смысле, ибо Он есть «сверхбытие», «сверхблаго», «сверхжизнь» и т.д. (суперлативная
теология). В небольшом трактате «Мистическое I богословие», оказавшем глубокое
воздействие на средневековую мысль, Дионисий дает поразительный пример негативной
теологии. Последняя глава этого сочинения составлена из ряда отрицаний и отрицаний этих
отрицаний, ибо Бог превыше как утверждений, так и отрицаний. Все, что о Нем
утверждается, ниже Его. Не будучи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|