|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 56
большим влияниям, чем перевод Альфана. Об авторе и учении см.: Bender D.
Untersuchungen zu Nemesios. Munster, 1900; Jaeger W. Nemesios von Emesa. Quellenfor-
schungen zum Neuplatonismus und seinen Anfangen bei Poseidonios. Berlin, 1914; Koch H. A.
Quellenuntersuchungen zu Nemesios von Emesa. Berlin, 1921.
Аполлинарий Лаодикийский: Lietzmann H. Apollinaris von Laodikeia und seine Schule.
Tubingen, 1904.
Псевдо-Макарий Египетский: MigneJ. P. (ed.). Patrologiae cursus completes. Series graeca, t. 34;
Marriott. Macarii anecdota. Cambridge, 1918; Stoffels J. Die mystische Theologie Makarius des
Aegypters und die altesten Ansatze christlicher Mystik. Bonn, 1908.
Синезий: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completes. Series graeca, t. 56.
Феодорит: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. 80-84; Schulte J.
Theodoret von Cyrus als Apologet // Theologische Studien der Leogesellschaft, 1904, Bd. X.
5ОТ ДИОНИСИЯ ДОВДАННА
ДАМАСКИНА
Одним из важнейших источников по Истории средневековой мысли является сборник
произведений, обычно обозначаемый как «Ареопагитики» («Corpus areopagiticum»). Он
включает в себя следующие сочинения: «О небесной иерархии», «о церковной иерархии», «О
божественных именах», «Мистическое богословие» и «Послания»*. Их автор представляется
учеником св. Павла, уверяет, что был очевидцем солнечного затмения, которым
сопровождалась смерть Христа, присутствовал при кончине Девы Марии и приводит иные
подробности, которые не оставляют сомнений в его намерении выдать себя за ученика
апостолов и человека, близкого ко многим из них. Его сочинения подписаны именем
Дионисия, и автора с давних пор отождествляли с тем членом ареопага, который обратился
в христианство, услышав проповедь св. Павла (Деян. 17:34). С другой стороны, эти
произведения впервые объявились в 532 г. во время одной теологической дискуссии, когда
сторонники Севера Антиохийского** ссылались на них в поддержку своего тезиса, а
противники последних отвергали их как апокрифы. Кроме того, очевидно, что в
современном виде «Ареопагитики» содержат фрагменты, заимствованные у Прокла (411-
485)***. Таким образом, в том виде, в котором это произведение дошло до нас, оно могло
быть написано в конце IV или начале V века****. Чтобы отметить его апокрифический
характер, автора было принято называть Псевдо-Дионисием. Однако недавно обнаружилось
некоторое утомление от этой негативной формулы, и его было предложено именовать
Дионисием Мистиком; как бы то ни было, этот автор заслуживает звания мистика, но, по
правде говоря, мы не знаем, действительно ли его звали Дионисием.
Как о человеке о нем известно гораздо меньше, чем как об авторе. Его труды совершенно
лишены контроверз, причем сознательно. Опровергать эллинов для Дионисия менее важно,
чем излагать христианскую истину. Доказательство ошибок других не доказывает еще
собственной правоты. То, что вещь не бела, не означает, что она черна, а то, что это не
лошадь, не доказывает, что это человек. Что до меня, пишет Дионисий в своем VII Послании,
то я никогда не спорил с теми, кто заблуждается, будучи убежден, что единственный на-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|