|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 54
понравиться средневековому читателю. Огражденный авторитетом Григория Нисского,
которому его приписывали, этот трактат предложил серию классификаций и дефиниций, в
каковых была нужда. Примечателен, однако, компилятивный характер изложенного в нем
учения: здесь христианская мысль заимствует метафизику у Платона, а науку — у
Аристотеля, еще не сознавая, что невозможно обладать обеими сразу. В XIII веке мы
встретимся с произведениями совершенно иного размаха, но подобного же вдохновения.
Поэтому неудивительны многочисленные цитаты из Nyssenus'a, то есть Немесия, в
произведениях Альберта Великого — учителя Фомы Аквинского.
Начало V века изобилует курьезными опытами, которые позволяют ярко представить эпоху,
когда к христианству присоединялись носители самых разных культур — кадсдый со своими
собственными идеями, которые он сохранял, становясь христианином. В эту эпоху можно
было услышать всякое. Существует, например, сборник «Бесед» («Гомилий»), традиционно
приписываемый отшельнику Макарию Египетскому (ум. в 395), но сейчас этот сборник
датируют приблизительно 420 г., и, следовательно, его авторство не может принадлежать
Макарию. Автор «Бесед» был материалистом и не допускал никакого иного различия
естества тел, душ и ангелов, кроме степеней тонкости материи, из которой они состоят. Из
этого правила он делал исключение только для Бога; во всем остальном его физика была
чисто стоицистской. Это не мешало ему учить, что душа создана по образу Божию, и развить
мистическое учение о потере и восстановлении подобия Богу, влияние этого учения было,
по-видимому, значительным. Синезий, наоборот, пришел к христианству через
неоплатонизм. Ученик женщины-философа Ипатии, с которой он навсегда сохранил
дружеские отношения, Синезий обратился в христианство; однако, когда Александрийский
патриарх Феофил в 409 г. предложил ему епископство в Пто-лемаиде, он отказался
поступиться чем-либо из своих философских взглядов. «Я не желаю быть популярным
епископом, — ответил он. —Я философ и им останусь». Хорошим подтверждением тому
служат его «Гимны» и «Письма». Повсюду в них чувствуется влияние Плотина, смешанное с
истинно христианскими чувствами. Бог — это Монада монад. Преодолевая противостояние
противоположностей, Он одновременно един и троичен, от Него родились духи.
Снисшедший в материю, каждый из них должен сделать усилие, чтобы освободиться от нее
и возвыситься до своего истока, где он станет Богом в Боге.
Одна из самых любопытных фигур этой эпохи — Феодорит (386—458). Будучи
архиепископом Кирским, он сочинил между 429 и 437 гг. трактат под названием «Врачевание
эллинских недугов, или открытие евангельской истины исходя из греческой философии». В
середине V века нужно было возобновить дело Евсевия, и во «Введении»
Глава I. Греческие отцы и философия 60
к указанной книге разъясняется причина этого — вечная причина. Речь идет о том, чтобы
верующие запретили себе быть невеждами; а для людей греческой культуры нужно было
обосновать веру в учение апостолов и пророков, которые были варварами. Для истории
философских идей наиболее интересны первые шесть из двенадцати книг, составляющих
упомянутый труд. Знакомые с философией лишь поверхностно, противники веры слишком
самонадеянны, и Феодорит стремится их исцелить, показывая пример философов,
достойных этого имени, — например, Сократа, Платона и Порфирия. Разве пифагорейцы и
ученики других философов не выбирали учения, исходя из веры своих учителей? Впрочем,
вера и знание нераздельны: вера предшествует знанию, знание сопровождает веру. Сначала
веровать, потом понимать — вот нормальный ход всякого обучения. Философы учат нас
многому, и Феодорит, опираясь на самые разные цитаты, показывает, что лучшие из
философов предощущали христианскую веру. Лучший из
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|