|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 52
Если в вопросе о природе души Немесий Не согласен с Аристотелем, то при описании тела
он прямо отсылает нас к нему. Более т°го, хотя он воспроизводит геометрические Доктрины
«Тимея» и стоиков, он принимает РИстотелевскую теорию четырех элементов (земля, вода,
воздух и огонь) и четырех элементарных качеств (тепло, холод, сухость и влажность).
Повествование Библии не имеет отношения к ученым спорам по этому вопросу. Какой бы
ни была природа элементов, они были сотворены Богом из ничего, и для теологии важно
только это. В Библии даже не встречается слово «материя», которое ей неизвестно; все, что в
ней утверждается, — это творение ex nihilo; остальное — дело физиков.
Душа обладает тремя свойствами: воображением, разумом и памятью. Воображение
(imagmativa) есть иррациональная способность, движимая чем-либо воображаемым.
Воображаемое (phantaston, hoc est imaginable) есть то, что доступно воображению. Можно,
впрочем, вообразить нечто, чему не соответствует никакой объект; такой образ называется
фантазмом (phantasma). Далее Немесий обсуждает четырехчленную стоицистскую
классификацию: phantasia, phantaston, phantasticon и phantasma—и приходит к выводу, что
здесь мы имеем дело лишь с вербальными различиями. Он убежден, напротив, что
инструменты воображения — это находящиеся спереди мозга желудочки, где обитают
животные духи и пять чувств, которые он детально описывает.
Память — это способность удерживать и воспроизводить воспоминания. Их
воспроизведение после периода забвения называется воспоминанием (rememoratio). Здесь
можно также, вслед за Платоном, назвать обнаружение всякого знания, соприродного
интеллекту. Так, убежденность в чем-то универсальном, например в существовании Бога,
может рассматриваться, по Платону, как воспоминание некоторой идеи (rememorationem
ideae). Месторасположение этой способности — средний желудочек мозга, что
подтверждается фактом нарушения памяти вследствие поражения этого желудочка.
Остается познавательная способность души. Следуя Аристотелю, Немесий различает у души
рациональную и иррациональную части. Согласно некоторым философам,
Глава I. Греческие отцы и философия 58
в том числе Платону, разум — это добавление к душе, так что человек состоит как бы из трех
элементов: тела, души и разума. Аполлинарий, епископ Лаодикийский (ум. ок. 392), при
толковании текста св. Павла (1 Фес. 5:23) также принимал трехчленное деление человека на
разум (nous = pneuma), душу (psyche) и тело (soma). Аристотель, которого Немесий толкует
здесь по Александру Афродисийскому*, считал разум естественно действующим в человеке,
однако добавлял, что действует он лишь под влиянием извне: согласно этому учению, разум
не является необходимым дополнением к сущности человека как таковой, но лишь
инструментом познания вещей; существует якобы очень немного людей — возможно, одни
только философы, — которые обладают разумом. Сам Немесий предпочитает следовать за
Платоном: если человек — это, в сущности, душа, которая пользуется телом, то она,
естественно, должна обладать способностью интеллектуального познания; короче говоря,
сама душа есть разум.
По той же причине иррациональную часть души не следует рассматривать как некоторую
отдельную душу: это только способность, partem et virtutem**. Она, в свою очередь состоит из
двух частей — повинующейся и не повинующейся разуму.
Иррациональная часть души, которая подчиняется разуму, разделяется на желающую
(desiderabilis) и раздражающуюся (irascibilis). Это — вместилище страстей. Вообще
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|