|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 51
Аргументация Немесия будет играть существенную роль в средние века. В сочета-J нии с
аргументами Макробия, Авиценны других философов, прикрываемая, кстати»; авторитетом
св. Григория Нисскогс (Nyssenus вместо Nemesius), она будет по* пулярка у августинцев,
которых привлечет! своей платоновской ориентацией, в их по-1 ломике со сторонниками
аристотелевской! концепции человека, определяемого как суб-1 станциальное единство
души и тела. Умона-j стороение, пронизывающее тексты Немее* станет одной из самых
стойких преград, на которые натолкнется томистская реформа и] которую она так и не
преодолеет окончатель-1 но. Всегда были и, скорее всего, всегда бу-1 дут умы, считающие
платонизм христианекой по своей природе философией, а арис-j тотелизм — типично
языческой.
Тем не менее платоновскую тенденцию умах христианских мыслителей постоянно
сдерживала вера в учение о телесном воскресении. Дефиниция души как самодостаточной!
субстанции облегчала доказательство ее бес-1 смертия, что было гораздо труднее для тех,|
кто, определив душу как форму тела, должен! был объяснить, почему она не погибает вместе
с телом, чьей формой она является. Напротив, дефиниция души как формы тела облегчала
понимание того, почему однажды Бс сможет воскресить тело, форма которого ее душа и без
которого она не может быть в полной мере тем, что она есть. Сторонники кон-1 цепции
души-формы должны, следовательно.! озаботиться доказательством того, каким образом,
будучи формой, она есть также субстанция; а сторонники концепции души-суб-1 станции
должны объяснить, как, будучи са-1 модостаточной субстанцией, она может исполнять роль
формы. Для первых наибольшее! затруднение связано с объяснением, как мо-1 жет душа
существовать вне тела после его! смерти в ожидании воскресения; для вторых] трудности
возникают в связи с объяснением.!
57 4. От каппадокийцев до Феодорита
может образовать единство сочетание двух субстанций, из которых по крайней мере одна —
самодостаточна.
Это именно та проблема, которую ставит Немесий: если душа—самодостаточная
субстанция, то как возможно ее единство с телом? Он пишет: «Платон не желает, чтобы
живое существо состояло из души и тела, он желает, чтобы оно было душой, которая
пользуется телом, словно одеждой. Но здесь есть одна несообразность: как душа может
составлять с телом одно целое? Non enim est unum vestis cum vestito: одежда не составляет
одного целого с тем, кто ее носит». Невозможно лучше сформулировать это возражение.
Чтобы его снять, Немесий обращается к Аммонию Саккасу, didascalus Plotini*, и через него
— к самому Плотину. Умопостигаемые вещи обладают такой природой, что могут
соединяться с телами, способными их принять, и тем не менее остаться отличными от них,
«ut unita maneant inconfusa et incorrupta, ut adjacentia»**. Применительно к телу единство
всегда означает смешение: элементы исчезают в соединениях, пища становится кровью,
которая питает плоть. Напротив, умопостигаемая субстанция может существовать только
как таковая, либо же прекратить существование. Таким образом, проблема единства души и
тела не является неразрешимой. Мы знаем, что душа едина с телом, так как она
воспринимает происходящие в нем изменения, «quod autem uniatur, compassio
demonstrat»***. Одновременно мы убеждены, что она не смешивается с ним, потому что
может стать независимой от тела во время сна или экстаза, а также потому, что она
бессмертна. Остается Допустить, что душа соединяется с телом по типу умопостигаемых
субстанций, то есть не изменяясь.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|