|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 50
На Западе в средние века часто путали двух Григориев. Иногда Григория Нисского и
Григория Назианзина (Григория Богослова) воспринимали как одно лицо, иногда, различая
их, ошибались в атрибуции произведений, а порой им приписывали произведения, автором
которых не был ни тот ни другой. Так произошло, в частности, с очень важным трактатом «О
природе человека» («De natura hominis»), который сейчас приписывается Немесию, епископу
Эмессы*. О нем неизвестно ничего, кроме того, что он был автором этого сочинения и что
расцвет его творчества приходится, вероятно, на время ее написания — на 400 г.
Как и Григорий Нисский, Немесий отводит науке о человеке, и особенно о душе,
центральное место в сокровищнице человеческого знания. Основанная на владении
свободными искусствами и пользующаяся всеми плодами философии, эта наука с лихвой
возвращает то, что от них получает. Изучение человека является, собственно, частью физики,
а от нее ведут происхождение многочисленные отрасли наук о природе. Отсюда название,
которое дает ей Немесий: «Premnon physicon», то есть ствол естественных наук. В средние
века часто встречаются цитаты из произведения под этим загадочным названием, например
в «Метало-гиконе» Иоанна Солсберийского.
Природа человека объясняет центральное положение науки, которая изучает его. Человек —
микрокосм, то есть Вселенная в миниатюре. Состоящий из тела и разумной души, человек
есть соединительное звено между миром тел и миром духов. Это лишь частный случай
непрерывных связей, наблюдае-
Глава I. Греческие отцы и философия 5бмых повсюду в природе между минеральными,
растительными, животными и антропны-ми формами и внутри каждой из них. Такое
упорядоченное единство, которое из совокупности вещей создает целое, достойное так
называться, является к тому же самым очевидным доказательством существования Бога.
Промежуточное положение человека между материальным и духовным мирами определяет
проблему его судьбы: обращаясь к духовным благам или к благам телесным, человек
соответственно либо становится подобным Богу, либо деградирует. Наше понимание
природы человека и души оказывает благотворное или пагубное влияние на нашу жизнь в
зависимости от того, истинно оно или ложно. В самом деле, все в этом случае зависит от
выработанного нами понятия о душе. Здесь противостоят друг другу два учения: учение
Платона и многих других философов, которые рассматривают душу как субстанцию, и
учение Аристотеля и Динар-ха, отрицающих субстанциальность души. Аристотель говорит,
что «душа есть первое производное природного тела, которое обладает действительной
жизнью»*; Динарх утверждает, что она представляет собой «гармонию четырех элементов»,
участвующих в формировании человеческого тела. С первой главы своего трактата Немесий
занимает четкую позицию на стороне Платона против Аристотеля и делает это в терминах,
выражающих то состояние духа, которое на столетия переживет Немесия: «Платон говорит,
что человек — это не душа и тело, но душа, пользующаяся телом. В этом пункте он лучше
Аристотеля знал, что такое человек, и он устремляет нас на исследование одной лишь души
и ее божественности. Так что, убежденные в том, что мы — души, возлюбим блага души и
будем искать их, то есть искать добродетели и счастья; и не станем больше любить
вожделения тела, потому что они не столько от человека, сколько от животного, а если и от
человека, то только вследствие того, что человек — тоже животное». Итак, повторим вслед за
Платоном, что душа — не производное от тела, но бес-, телесная самовосполняющаяся
субстанг (substantia incorporea suimet expletiva).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|