|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 49
Бог сотворил человека мужчиной и женщиной. Таким образом, различие полов возникло
если не вследствие греха, то вследствие его предвидения Богом. Без первородного греха в
чисто духовном плане люди были бы многоразличными, подобно ангелам; сугубо животный
способ воспроизведения, ставший необходимым для людей, отражает степень удаленности
их от Бога, их разуподобления Ему. Это одно из последствий греха, которое должно быть
устранено возвращением к Богу.
Это возвращение произойдет, и в каком-то смысле оно затронет и тело. Связанные с этим
грубые представления сковывают воображение, но если обратиться к лучшему из того, что
Григорий Нисский называет «научениями философии извне», то такая возможность
осуществима. Некоторые еще задаются вопросом, каким образом материя может исходить
от Бога, который нематериален, невидим, безмерен и безграничен? Но подобных качеств нет
и у материи. Легкость, тяжесть, количество, качество, форма и пределы содержатся в ней
только как чистые понятия (ennoiai kai psila noemata). Мысль, анализирующая материю,
разлагает ее на элементы: взятые сами по себе, они являются объектами умопостигаемого
знания, но лишь определенная их комбинация, или совокупность, производит смешение,
которое мы называем материей. Когда Моисей сказал, что Бог сотворил небо и землю, то он
говорил о небе и земле именно как об объектах наших ощущений; но изъяснялс
55 4. От каппадокийцев до Феодорита
он таким образом потому, что обращался к простым людям, которые интересовались только
чувственным. Однако необходимо понять, что умопостигаемое есть сама субстанция, из
которой происходит чувственно воспринимаемое. То, о чем рассказывает Книга Бытия, —
это прежде всего творение умопостигаемых сущностей (intelligibles), которые являются
основой реальности. Таким образом понятно, что спасение может и должно быть именно
таким—не одной только души, но человека в целом.
Само дело спасения не совершится без упорных усилий воли, но в первую очередь для него
необходима благодать. Человек спасается, восстанавливая подобие Богу, которое грех не
уничтожил полностью, а лишь затмил. Так как речь идет в некотором роде о новом творении
(recreation), то вмешательство Творца необходимо. Поскольку все зло явилось из-за утраты
человеческой любви, обратившейся от Творца к твари, целительное средство может
заключаться лишь в восстановлении сокровенного союза человека с Богом в любви,
превосходство которой в аллегорической форме воспевает Песнь Песней и призывает, чтобы
эта любовь воцарилась в нас. Первое условие восстановления союза человека с Богом—это
вера, но любовь, которая ей присуща, подвигает верующего на усилие моральной аскезы и
духовного созерцания, в чем, собственно, и заключается христианская жизнь. Результат этого
усилия — очищение Души и восстановление подобия Богу, затемненного грехом.
Христианину отныне следует на практике осуществить совет, которому когда-то следовал
Сократ: «Познай самого себя», — ибо познать себя как образ Божий значит познать Бога.
Когда это подобие достигает высоких степеней, мистическая жизнь начинает приносить свои
самые счастливые и прекрасные плоды: Бог поистине пребывает в душе человека, а душа — в
Боге. Существо этого учения образует каркас мистической теологии св. Бернарда
Клервоского. Напротив, эсхатология Григория Нисского, испытавшая сильное влияние
Оригена, стала почти забытой страницей его творчества; он также был озабочен
перспективой полной и окончательной победы Бога над злом и поэтому допускал, что весь
мир, очищенный от всякой скверны, обретет в конце концов первоначальное совершенство,
не исключая даже —после необходимых освобождающих страданий —осужденных и
демонов. В этом пункте ему следовал Иоанн Скот Эриугена.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|