|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 48
ограничивают реальность видимым и осязаемым, эта картина не представляет никакой
проблемы. Но для тех, кто, наблюдая движения человеческого тела, приходит к выводу о
существовании управляющего ими мышления, естественно также, наблюдая картину
Вселенной, прийти к выводу о существовании Мышления, ее создавшего и ею
управляющего***. В самом деле, безразлично, доказывается ли существование души через
существование Бога или же существование Бога — через существование души; но если
стремишься познать природу Бога — в той малой степени, в которой она познаваема, — то
следует исходить именно из творения. Потому созданный по образу Божию человек является
отправной точкой.
Мы обладаем словом (logos), то есть рациональным выражением нашего мышления (nous).
Следовательно, Бога нужно рассматривать прежде всего как высшую Мысль, порождающую
Слово, в котором она себя выражает. Поскольку речь здесь идет о божественном Слове, его
не следует представлять изменчивым и мимолетным, как наше, но вечно пребывающим и
живущим собственной жизнью. Будучи живым, Слово обладает волей, а эта воля, будучи
божественной, и всемогуща, и блага. Как наше порождаемое разумом слово имитирует
вечное порождение божественного Слова и как его нераздельность с нашим мышлением
Глава I. Греческие отцы и философия 54
выражает единосущность Слова и Мысли, так же и дыхание, исходящее из нашего
одушевленного тела, имитирует исхождение Святого Духа, а поскольку дыхание возникает
благодаря единству души и тела, то и Святой Дух исходит одновременно от Отца и Сына*.
Таким образом, разум свидетельствует об истинности догмата о троичности и подтверждает
превосходство христианского понятия о Боге над понятиями иудеев и язычников. Ибо иудеи
знают о единстве божественной природы, но не знают различия Лиц, а язычники умножают
лица, не зная о единстве их природы. Усилия Григория Нисского диалектически рассмотреть
три Лица Троицы вполне правомерно сопоставить (Б. Гебер) с подобными же усилиями св.
Ан-сельма Кентерберийского и Рихарда Сен-Викторского**. Сравнение со св. Ансель-мом
имеет тем более глубокий смысл, что обеим доктринам свойствен некоторый платонизм по
отношению к сущности: если признавать, что Петр, Павел и Варнава суть три разные
личности, хотя есть лишь одна человеческая сущность, то легко понять, что есть три
божественных Лица, и тем не менее есть только один Бог. Различие состоит в том, что наш
язык предписывает нам говорить, что Петр, Павел и Варнава — это три разных человека,
тогда как мы истинно говорим об Отце, Сыне и Духе как о едином Боге.
Творец мира и человека, Бог все произвел из ничего свободным актом своей доброты. Сам
факт, что создания извлечены из небытия, обрекает их на изменчивость. В частности,
изменчивы человек и его свободная воля. Способный выбирать между добром и злом,
человек выбрал зло. Впрочем, правильнее было бы сказать, что человек сделал плохой выбор,
ибо зло не является позитивной реальностью, которую можно выбрать; все сводится к чисто
негативному факту — человек выбрал не так, как должен был выбрать. В этом смысле можно
утверждать, что человек сделался творцом и демиургом зла. Как повторит позднее св.
Бернард Клервоский, непосредственным следствием греха стало то, что сияющий образ Бога
в человеке покрылся чем-то вроде ржавчины. Сотворенные подобными нашему Творцу, мы
неузнаваемо изменились, и это разупо-добление словно выплеснулось из души на тело. Грех
состоял в том, что мы предпочли чувственное божественному, и с этого момента в человеке
преобладает чувственное. Тело, зараженное грязью души, с которой оно нераздельно, стало
смертным. Но Бог предвидел грех и его последствия. Чтобы, несмотря ни на что, обеспечить
продолжение человеческого рода,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|