|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 47
состоянии разрешить эту проблему, но он способен по крайней мере объяснить ее
сложность.
Душа, по определению, есть животворящее начало тела. Душа человека — это сотворенная,
живая и мыслящая субстанция, которая сама собой придает организованному и способному
чувствовать телу жизнь и чувствительность. Если учесть, что Григорий Нисский явным
образом включает в душу разум, то можно сказать, что его определение совпадает с тем,
которое много веков спустя принял Фома Аквинский. Григорий решительно отбрасывает
возможность существования души до тела (тезис Оригена). Неизбежным следствием этого
является утверждение о переселении душ, для христианина не только неприемлемое, но и
противоречащее явному различию животных видов. Допустить, что любая душа может
оживить любое тело, — это все равно что сказать: все тела — люди, растения и животные —
имеют одну природу. Так же как душа не существует до тела, она не может быть создана
после него, ибо безжизненное тело — не тело, а труп. Если существование тела как такового
обусловлено присутстви-
53 4. От каппадокийцев до Феодорита
м души, то тело не может предшествовать душе. Следовательно, необходимо, чтобы тело и
душа были сотворены Богом одновременно. Сотворить единство тела и души — значит в
точности сотворить человека*.
Трудно сказать, считал ли Григорий Нисский, что сотворение человека происходит
одновременно с его зачатием родителями, или же он видел в нем передачу жизненного
принципа, сотворенного Богом в начале мира, но он вполне ясно высказывается
относительно развития человеческого существа. Человеческий зародыш, произведенный в
момент зачатия, уже заключает в себе, хотя он пока и невидим, всего человека.
Присутствующая в нем с самого начала душа постепенно выстраивает человеческое тело и
развертывает его способности в той мере, в какой она дает ему органы, необходимые для их
реализации. Философы помещали душу в разных местах тела, однако нужно скорее
допустить, что, поскольку тело живет всеми своими органами, душа в теле одновременно
присутствует повсюду. Ее присутствие и ее действие обнаруживаются во всех частях тела,
которые так хорошо устроены; если какой-то орган болен или ослаблен, то душа больше не
может им пользоваться, подобно тому как и самый лучший музыкант не в состоянии играть
на разбитом инструменте. Связанная таким образом с телом, душа никогда с ним не
разлучается. Любопытным образом предвосхищая идеи, которые впоследствии будет
отстаивать Лейбниц**, Григорий считал, что даже после смерти человека душа не отделяется
от элементов, которые составляют его тело. Пускай они теперь рассеяны, но душа
нематериальна и поэтому может оставаться соединенной с этими элементами,
находящимися в некоем состоянии дисперсии и смешанности. Как было верно замечено,
Григория привели к такому выводу две христианские идеи: «Прежде всего — это учение о
воскресении тел, то есть именно тех тел, в которых люди Умерли; с другой стороны, это
христианское чувство единства человеческой природы, состоящей из души и тела:
платоновский дуализм преодолен здесь до такой степени, что разделение двух сущностных
составляющих человека представляется абсолютно невозможным» (Ф. Бёнер).
Человек — мыслящее животное, потому что он обладает мышлением (nous), которое
выражается в слове (logos). Наличие мышления проявляется в образе поведения человека и в
том, что он упорядочивает окружающую его действительность. Но порядок наличествует и в
самом мире. Нетрудно заметить гармоничное смешение элементов в существах
определенной структуры. Для философов вроде эпикурейцев, которые
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|