|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 45
утверждает, что хотя никакое имя удовлетворительным образом не отражает полноты Бога,
тем не менее каждое из них обозначает либо то, что Он бестелесен, либо то, что Он
• некая положительная противоположность материальному. Праведный, Творец, Судья
• это имена второго рода. Но имя, которое лучше всего подходит Богу, — это Сущее (ousia),
и обозначает оно именно само бытие (auto to einai tou theou) Бога, так что в высшей степени
абсурдно подсчитывать число отрицаний (1,10). Следовательно, надо исходить не из
заявляемой Евномием «нерож-денности», поскольку тем самым делается невозможной и
единосущность Сына Отцу, а из бытия, которое, напротив, делает возможной общность
бытия (to koinon tes ousias) Отца и Сына. Здесь мы очевидным образом присутствуем при
столкновении двух несовместимых спекулятивных позиций; ибо, хотя и Ев-
51 4. От каппадокийцев до Феодорита
мий, и Василий провозглашают себя христианами, один исходит из абстрактных
дефиниций, из которых он выводит логические следствия, тогда как другой исходит из
христианской веры, взятой во всей ее конкретности и описывает ее содержание.
В историко-философском плане среди произведений св. Василия наибольший интерес
представляет сборник, состоящий из девяти бесед (гомилий) о шестодневе, то есть о шести
днях творения. Это произведение стало прототипом целого жанра сочинений, во множестве
появившихся в средние века. «Шестоднев» (Нехаётегоп) — это, по существу, комментарии к
главам библейской книги «Бытие», в которых речь идет о сотворении мира, причем автор
использует священные тексты для развития своих философских представлений или
соответствующих научных понятий. Благодаря своему характеру подобное произведение не
содержит систематического изложения доктрины, но оно дает возможность познакомиться с
позитивными взглядами автора на предмет и получить на основе рассмотренного более или
менее удовлетворительное рациональное объяснение. Такова вкратце особенность этих
«Бесед». Здесь напрасно было бы искать собственно философию, но можно встретить
изрядное число понятий, раскрывающих структуру мира и структуру существ, его
населяющих.
Природа — творение Бога, который создал ее во времени, вернее, создавая ее, создал и
время. Создать ее — значит произвести все, что в ней есть, включая материю. Следовательно,
нельзя воображать какую-то первоначальную всеобщую материю, из которой Бог
сформировал все существа. В сном деле, каждый класс существ получил от Ьога
соответствующий ему род материи: у Неба—один род материи, у земли — другой. Желание
таким образом полностью устранить Платоновское понятие несотворенной материи
приводит св. Василия к критике понятия Первоматерии, которая любопытным образом
Предвосхищает современную критику понятия субстанции. Не будем искать, говорит он в
своих «Беседах» (I, 8), чего-либо, что, взятое само по себе, не имело бы природы и свойств.
Подумаем лучше о том, как то, что можно наблюдать в предмете, способствует
формированию его сущности и придает ему определенную степень совершенства. Если мы
будем одно за другим удалять из предмета все его свойства в надежде добраться до материи
как таковой, то в конце концов мы дойдем до ничто. Лишим предмет его цвета,
температуры, веса, плотности, запаха и всех прочих воспринимаемых свойств, — и у нас не
останется ничего, из чего бы мы могли извлечь некий субстрат.
Структура мира у Василия Великого приобрела все основные черты, которые были
характерны для нее в средневековье вплоть до конца XIV столетия. Вначале четыре элемента
были смешаны, но затем каждый занял свое естественное место: наверху —
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|