|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 44
никогда не думал от нее отказываться и находил себе извинение и утешение в том, что веру
открыло нам божественное Слово. Значит, возвещать ее должно человеческое слово.
Божественное Слово покровительствует красноречию и оберегает его: Logos поощряет logoi.
Для Григория это не простая игра слов — для него это сама истина». Лучше не скажешь;
добавим только, что, если оставить в стороне конкретные формулировки, подобная позиция
характерна для всех троих великих каппадокийцев.
Св. Василий, или Василий Великий (330—379), уроженец Кесарии Каппадокий-ской, был там
соучеником Григория Назианзина, с которым позднее вместе учился в
Глава I. Греческие отцы и философии 50
Афинах. Тот факт, что он изучал медицину, во многом объясняет позитивный дух и
научность его экзегетических произведений. Крещенный после возвращения в Кесарию,
Василий отправился к прославленным аскетам Сирии, Египта и Палестины, основал центр
монашества и был автором Устава, который до сих пор носит название «Правило Василия
Великого». Посвященный в пресвитеры, позднее он сменил Евсевия на епископской кафедре
в Кесарии, которую занимал до конца своих дней*.
Среди произведений Василия Великого есть маленький трактат, озаглавленный «Молодым
людям о том, как извлечь пользу из эллинских писаний»**. В ту эпоху остро стояла проблема
научения юных христиан в условиях, когда все литературные, нравственные и философские
сочинения на греческом языке были произведениями языческих писателей и отражением
языческой культуры. Василий решил эту проблему не без изящества, сам подавая пример
творений, расцвеченных цитатами и примерами из античности, но оживотворенных истинно
христианским духом. Призывая своих читателей быть настороже в отношениии аморализма
и безбожия языческих сочинений, Василий подчеркивает, что из них можно извлечь пользу
для формирования вкуса и культуры добродетели. Часто полезны не только нравственные
предписания древних, — если им следовать, вместо того чтобы просто читать, — но и
примеры, которые они нам оставили: они нередко заслуживают подражания, если только
помогают возвысить нашу душу и освободить ее от рабства телу, в чем состоит долг всякого
христианина. Это превосходное сочинение, естественно, станет программой христианских
эллинистов XIV—XV веков, и Леонардо Бруни***, переводивший Василия Великого, сочтет
вполне оправданной свою работу над переводами Плутарха и Платона.
Но не в этом заключается величие св. Василия: оно прежде всего — в его труде как теолога.
Подобно Григорию Назианзину, он находился в суровой оппозиции к философствованию
Евномия и его приверженцев. В трактате «Против Евномия»****. Василий высмеивает
противника, который, настойчиво заявляя о своей приверженности вере и преданию отцов,
считает уместным, подобно Аристотелю и Хрисиппу, прибегать к силлогизмам, чтобы
доказать, будто нерожденный Бог не может быть рожден ни Самим Собой, ни кем-то
другим. В действительности же Евно-мий тем самым лишь подводит нас к выводу, к
которому сам он шел уже давно: поскольку Сын рожден, Он не может быть единосущен
Отцу. Он подходит к этому издалека, начиная, как проницательно отмечает Василий, с
предлагаемого им определения Бога, ибо всякий христианин с готовностью согласится, что
Бог есть непорожденная сущность, но не в том смысле, что «непорожденность», или
«нерождаемость», — это сама субстанция Бога, как утверждает Евномий. Это слово с чисто
отрицательным частным значением не может должным образом выразить положительную
полноту божественной сущности. Согласно Евномию все имена, которые мы даем Богу,
синонимичны и в конечном счете не означают ничего, кроме того, что Он непостижим.
Василий энергично восстает против этого тезиса и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|