|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 43
свысока судят обо всем, но теология христиан, которые благоговейно останавливаются перед
непостижимостью Бога.
Опираясь одновременно на Писание и на разум, Григорий прежде всего устанавливает,
возражая Эпикуру, что Бог не есть тело, что Он не окружен каким-либо пространством, а
затем, извиняясь за то, что он как будто уступает страсти спорить обо всем на свете,
господствовавшей в его время (Проповедь XXVIII, 11), принимается излагать пункт за
пунктом христианское понятие о Боге, по крайней мере в том виде, в каком оно нам
доступно в свете того, чему Бог нас научил. Ибо именно в этом сущность и отправная точка
философии (XXVIII, 17): если,
49 4. От каппадокийцев до Феодорита
как учат сами философы, Бог непостижим, то наш единственный шанс познать Его — это,
прежде всего, изучить сказанное о Нем Им Самим. Только на этой почве Григорий готов
размышлять, и защищенный такой гарантией, делает это без колебаний. Существование
Бога можно открыть исходя из устройства мира, ни существование, ни упорядоченность
которого нельзя разумно объяснить игрой случая. Следовательно, чтобы обратиться к
разуму, нужно допустить бытие Логоса. Если таким путем мы можем узнать, что Бог есть, мы
все же не можем знать, каков Он. Окружающая Его тайна учит нас смирению, но
одновременно побуждает к исследованию. Безусловно, мы заранее знаем, что наши усилия в
большой степени останутся тщетными. Тело человека располагается между его душой и
Богом. К понятиям, которые мы о Нем вырабатываем, неизбежно примешиваются
чувственные образы и делают невозможным постижение Бога таким, каков Он есть. Самое
полезное, что мы можем сделать, чтобы приблизиться к подлинному познанию
божественной природы, — это отрицать то, что заведомо нельзя ей приписать. Мы уже
говорили, что Бог не есть тело, даже столь тонкое, как эфир, ибо Он прост; но Он также не
свет, не мудрость, не справедливость и не разум — по крайней мере, в том значении, которое
имеют эти слова у нас. Единственные атрибуты, приближающие нас к позитивному знанию
о Боге, суть те, что определяют Его как бытие: бесконечность и вечность. Как Он Сам сказал
Моисею, Бог есть Сущий, и огромная заслуга Григория Назианзина заключается в том, что
он придал этому понятию максимально возможный положительный смысл; это
неоднократно отмечали христианские мыслители средних веков. Используя формулу,
которую впоследствии будет пропагандировать Иоанн Дамаскин, Григорий сравнивает Бога
с «океаном реальности (pelagos ousias), бесконечным и безграничным, полностью
отделенным от природы и времени». Все эти понятия, близкие сегодня каждому, кто хоть
сколько-нибудь знаком с естественной теологией любого христианского автора, были
впервые собраны и сформулированы изящным языком и понятными всем словами в
творениях Григория Назианзина. Но на пороге тайны Григорий всегда почтительно
останавливается. Как Отец мог породить Сына и как Сын мог быть рожден? Мы этого не
знаем. Лучше обнаружить некоторую наивность, чем с ожесточением, как Евномий,
стремиться свести тайну к логике. Отец, говорит Евномий, породил нечто или
существующее, или не существующее и так далее. Тщетные вопросы! Не означают ли они,
что рождение Отцом Слова представляется чем-то похожим на рождение человеком
человека? Нет ничего более легкомысленного. Тот факт, что сам Григорий при описании
тайны пользуется философскими терминами, ни в коем случае не значит, что он пытается ее
разъяснить и в конце концов устранить. Э. Пюш с полным основанием сказал: «Григорий —
глубоко верующий христианин. Хотя развертыванию его теологии способствовали
некоторые идеи неоплатонизма, хотя то, что было самого возвышенного у киников и стоиков,
частично вошло в его аскетический идеал, — его мысль и его жизнь во всем направлялись
верой. Однако он хранил укорененную в его сердце античную, эллинскую любовь к
литературе, любовь к поэзии и риторике. Он
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|