|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 39
45 3. Александрийская школа
ления и возвышения; однако с нею, дабы восстановление стало действительно нашим,
должна сотрудничать наша свободная воля.
Жертва Христа — исходная точка спасения не только человека, но и ангелов и даже в каком-
то смысле всей Вселенной. Если своей общей тенденцией учение Оригена напоминает
космологию гностиков, то оно принципиально отличается от нее христианским
оптимизмом, которым вдохновляется его автор. Мир у Оригена — не произведение низшего
демиурга, работающего над злой материей. Как мы говорили выше, Бог сам создал из
чистого блага все, включая материю. Следовательно, материя тоже есть блого, даже если
плохо то, что дух позволяет заключить себя в нее. Впрочем, тело человека — не только
темница его души, оно также средство ее возвышения, на которое она в каком-то смысле
опирается посредством аскезы в своих усилиях освободиться от него. Когда зло достигнет
предела, поставленного ему Богом, мир будет уничтожен потоками воды и огня. Вновь
ставшие чистыми духами праведники возвысятся до ангелов, а грешники низвергнутся до
демонов. Все будет тогда покорено Христу, а через Него -Богу Отцу, и исходный порядок
творения будет окончательно восстановлен.
«Окончательно» — это, конечно, слишком категорично. Из руин нашего разрушенного мира
Бог создаст новый, а после него — и другие миры; история каждого из них будет зависеть от
свободных решений разумных существ, их заселивших. Некоторые тексты Оригена
позволяют считать, что в этих последовательно сменяющих одна другую Вселенных будут
обитать одни и те же сотворенные духи, которые примут участие в их истории; при этом
одни сохранят свой ранг на протяжении трех или четырех миров и лишь затем его утратят,
Другие удержат его навсегда, третьи тотчас его Потеряют. Можно допустить, что и Христос
Появится вновь, так и не завершив никогда Дело Искупления. Однако, по-видимому, Ориген
все же полагал, что от одного мира к другому будет идти медленный прогресс и что однажды
зло должно исчезнуть, устраненное добром. Мы неясно различаем у него действительный
конец времен, когда все будет приведено в должный порядок настолько хорошо, что Ориген
приглашает своих читателей самим решать, стоит ли верить в то, будто останутся еще
демоны и души, осужденные на вечное отлучение от Бога.
Эта картина мира — лишь часть обширного богословского учения Оригена. Она интересна, в
частности, тем, что точно отражает христианскую версию воззрения на Вселенную, языческая
версия которого содержится в «Эннеадах» Плотина. Влияние учения Оригена было весьма
значительным. Чересчур смелые его тезисы стали объектом многочисленных нападок, в
частности со стороны Мефодия Олимпийского (ум. в 311), Петра Александрийского (ум. в
312), св. Епифа-ния (в его «Панарионе», написанном около 375 г.), а позднее — Феофила
Александрийского, который созвал Собор, чтобы осудить это учение, и добился осуждения.
Но защитников у Оригена также было немало. Из латинских отцов с восхищением принял
его св. Иероним. Великие каппадокийцы, отношение которых к Оригену мы вскоре
рассмотрим, сумели, как это и следовало сделать, поправить его учение, не скупясь, однако,
на восторженные похвалы.
ЛИТЕРАТУРА
Филон Еврей (Филон Александрийский): Martin J. Philon. P., 1907; Brehier E. Les idees
philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie, 2eed. P., 1924.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|