|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 38
вернуться в исходное состояние. Однако на самом деле изначально это были не души, а
чистые духи, которые вовсе не были предназначены оживлять тела. В слове «душа» (psyche)
Ориген усматривает корень со значением «холод» (psychron). Как хорошо выразился Ж.
Барди, души для Оригена — лишь «охлажденные духи». Их персональная история — это
история усилий вернуть изначальные пламенную любовь к Богу и свой собственный свет.
Если верить св. Иеро-ниму (Поел. 124, 4), Ориген даже допускал, что человеческие души
могут пасть еще ниже и, как при метемпсихозе пифагорейцев, перейти из человеческих тел в
тела животных; однако в текстах Оригена нет ни одного места, которое бы позволяло
приписывать ему подобные взгляды.
Происхождение души остается для него загадкой. Подобно св. Августину, Ориген считает,
что учение Церкви оставляет за нами свободу выбора между двумя гипотезами: передача ее
от родителей и вложение ее в тело извне. Нематериальность человеческой души ясно
проявляется в том, что она способна к интеллектуальному познанию, объект которого
нематериален. Для завершения освобождения, к чему она призвана стремиться, душа в
соответствии с диалектикой должна возвыситься от познания чувственных предметов к
познанию интеллектуальных и моральных истин. Некоторые духи этим ограничиваются, но
это равносильно тому, чтобы лишь видеть что-то в солнечном свете, а не видеть сам свет. Его
могут видеть лишь те, чьи души озарила и согрела своими лучами божественная
добродетель.
Свободное решение человека было исходной причиной его падения, оно же — главный
фактор его возвышения. То, что человек остается свободной сущностью, бесспорно.
Безжизненные сущности, например камни, движимы внешним воздействием; живые
существа, напротив, несут в самих себе начало собственного роста (как в случае с растениями)
и начало собственного движения (как в случае с животными). Внутренней причиной
движения животных являются возникающие у них ощущения и образы; однако человек
одарен разумом, принципы которого позволяют ему критически относиться к своим
представлениям и ощущениям. Каждый из нас должен признать, что суждения разума
свободны, — не в том смысле, что мы можем безапелляционно утверждать или отрицать все,
что угодно, но, по крайней мере, в том, что мы являемся их ответственными авторами. Это
именно я желаю, действую и сужу. Безусловно, на меня может воздействовать множество
хороших и дурных влияний, чтобы как-то изменить мою волю, однако в конечном счете я
сам — причина моего решения.
Как видно, эта свобода дала первый повод к злу, но она же была и остается необходимым
условием блага. Возможность не выбрать Бога соотносится с возможностью выбрать Его.
Пойдем дальше: сама эта возможность выбирать между добром и злом является абсолютно
необходимой, чтобы это блого стало действительно нашим. Именно здесь все еще
сохраняется источник нашего возвышения. Заключенная в теле, куда ее забросило
заблуждение, душа не утратила полностью воспоминания о своем прежнем существовании.
По своей природе она есть дух, созданный по образу и подобию Божию и, следовательно,
способна познавать, познавая самое себя, и познавать все лучше и лучше, по мере того как в
аскезе и очищении она восстанавливает частично утерянное бо-гоподобие. Каждому
человеку в этом действенно помогает благодать Христа, чья душа — единственная, которая,
будучи низведенной в тело, не потеряла ничего из своего подобия Богу. Душа Христа
остается по своей сущности Словом, воплотившимся ради нашего спасения и действительно
отдавшим свою душу как залог, чтобы выкупить у Демона права, которые тот приобрел на
нас в результате нашего греха. Из этой жертвы проистекает благодать — помощь,
подаваемая совершенно безвозмездно, даром, и основная причина нашего восстанов-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|