|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 35
относительно необходимости и значения благодати. Эти два начала являются параллельно
действующими причинами нравственных и содействующих спасению поступков.
Творения Климента Александрийского предстают, таким образом, как углубление и
обогащение наследия Юстина. Существует одна истинная философия, источником которой
является «философия согласно евреям», или «философия по Моисею», вдохновлявшая
греков, и которую мы в свою очередь находим одновременно в ней самой и у греков.
Безусловно, учения Иисуса Христа достаточно для спасения, однако философия помогает
привести людей к этому учению и углубляет его понимание, когда учение принято. Если
можно говорить о «христианском гнозисе», то именно в отношении той веры, которая
расцвечивается философией, как дерево цветами и плодами. Нет трех разновидностей
людей — язычников, верующих и гностиков; есть только две — язычники и верующие, в том
числе те из верующих, которые являются единственно достойными именоваться гностиками.
Поясним это притчей («Строматы», VI, 15). Есть дички и оливковые деревья, язычники и
христиане, потому что того хочет Бог. Языческий философ ~ это дичок: он поглощает
питательные вещества, но не дает плодов. Приходит садовник и прививает на него
оливковую ветвь; теперь этому дереву требуется больше пищи, но оно уже дает плоды. Этот
садовник-Бог, прививающий веру человеческому разуму. Некоторые привиты в венчик, то
есть поверхностно, подобно тому как помещают ветку между древесиной и корой: это те, кто
выучил катехизис и его придерживается. Другие привиты в расщеп: древесину расщепляют
и вставляют туда привой: такая вера проникает в философски настроенный ум и начинает
жить в пространстве мышления. Третьи требуют более энергичных действий: это еретики.
Садовник делает им прививку шаг за шагом, обрезая ветви, снимая кору и заболонь, чтобы
добраться до мягкой сердцевины, потом он связывает остатки ветвей, чтобы силой удержать
их в соприкосновении. Но лучшая прививка — это привязка щитком: черенок снимается
вместе с частью коры и заменяется черенком дерева, которое нужно привить к дичку. Таков
«привой», создающий гностика, достойного этого звания. Глаз веры, так сказать, заменяет
при этом глаз естественного разума, и философ отныне видит им. Тогда душа рождает
прекрасные плоды и способна производить не только знание, но и добродетель: боязнь
оскорбить Бога, надежду на соединение с Ним и раскаяние в проступках, которые отделяют
нас от Бога. Воздержанность, или самообладание, соединяется с терпением, чтобы стойко
переносить зло этого мира, а их потаенный корень — любовь и милосердие. Как может быть
иначе, если Бог есть любовь и если вера есть жизнь Бога в нас? Совершенный гностик и
совершенный христианин одно и то же.
Широтой своего творчества и глубиной своего гения Ориген* далеко превосходит
мыслителей, которыми мы занимались до сих пор. Современники по достоинству оценили
его величие, а исследования нового времени дают дополнительные основания восхищаться
им. Родившийся около 184 г. в Египте (скорее всего в Александрии), в семье, где отец принял
христианство, Ориген сначала учился под руководством Климента Александрийского, а
затем изучал философию у Аммония Саккаса**, который был также и учителем Плотина.
Ориген начал писать около 218 г., уже основав собственную шко-
Глава I. Греческие отцы и философия 42
лу и приступив к преподаванию в ней. После путешествия в Рим в 221 г. он в 230 г.
отправляется в Грецию; во время этой поездки был рукоположен в пресвитеры. Потом он
отправляется в Кесарию, где основывает школу и библиотеку. Вокруг Оригена толпится
множество учеников, привлеченных славой и всепоглощающей религиозностью своего
учителя. В 250 г. во время гонений Децин* его арестовывают и подвергают истязаниям. Умер
Ориген, по-видимому, в 253 г. в Тире от перенесенных страданий. Жизненный путь
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|