|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 34
рассуждать и умозаключать, исходя из этих принципов и тем самым диалектически
обогащать свое содержание, она есть знание, или наука (gnosis, episteme); если мысль
прилагается к практическим делам, к действию, она становится искусством (techne); но и
тогда, когда она обращается к благочестию, верит Слову и направляет нас на исполнение его
повелений, она не перестает быть самой собою; единство мысли, которая верует, управляет
действием и стремится к знанию, и дает ту единственную мудрость, которая включает в себя
все эти виды деятельности.
Благодаря тому что она является единственной, мудрость вносит порядок в самое
философию. Как вакханки разодрали на куски тело Пенфея*, так и философские секты
разрушили естественное единство истины: каждая обладает лишь кусочком, однако
хвастается, что обладает ею целиком. В самом деле, прежде всего надо произвести
разграничение. Есть такая философия, которую христианство не может усвоить вследствие ее
ложности. Впрочем, критика Климента весьма снисходительна. «Эпикур, — пишет он в
«Увещании», — единственный философ, о котором я охотно умолчу, ибо что еще делать с
атеистом, который полагает исходным принципом вожделение?» Тем не менее и из него
Климент извлекает пользу на собственный манер: слова св. Павла о безумии мудрых мира
сего могли быть направлены против Эпикура. Отбросив дурное, нужно выбрать из
остального. Термин «философия» обозначает у него не какое-то специфическое учение —
учение Платона или Аристотеля не в большей степени, чем учение Эпикура, — а, скорее,
научение справедливости и благочестию, в чем сходятся многие школы, очень разные в
остальном. Таким образом, христианская вера является принципом отбора, который
позволяет сохранить из каждого учения то, что в нем есть истинного и полезного. Климент
особенно выделяет двух учителей: Пифагора — человека, просвещенного Богом, и Платона,
вся философия которого обращена к благочестию. Что касается стоиков, то, по мнению
Климента, их теология ложна, так как они считают Бога материальным и присущим миру,
но в их этике много хорошего и не будет ошибкой ею воспользоваться. Философия,
понимаемая таким образом, как бы представляет собой род эклектики, направляемой верой,
которая есть госпожа философии, так же как философия — госпожа свободных искусств.
Бог у Климента Александрийского столь же непознаваем, как и у других греческих теологов;
если Платон и Филон ставили Его выше всего сущего, то Климент в «Педагоге» (I, 8)
помещает Его не только вне бытия, но и выше самого Всеединства. Это значило пойти еще
дальше — несомненно, под влиянием таинственного Гермеса Трисмегиста* *; позднее так же
далеко зайдет Плотин. Мы знаем Бога только через Сына. Мудрость и сила Бога — Слово
(Logos) — вечно, как и Он, и единосущно Ему. Не будучи еще достаточно стройной, теология
Слова, проповедуемая Климентом, — это заметный прогресс по сравнению с апологетами.
Сын, или Слово, которое Бог Отец изрекает, не отделяя от Себя, является в то же время Тем,
чем был сотворен мир, его прови-
Часть 3.
41 3. Александрийская школа
пением и источником света для живущих в нем мыслящих существ. Созданный Богом по Его
образу, человек одарен душой, сущность которой чище, чем у других живых существ. К
сожалению, состояние дошедших до нас текстов не позволяет утверждать что-либо
наверняка о психологии Климента, ни даже о том, что он думал о спиритуальности души
или как понимал ее бессмертие. В то же время, настаивая, как и его предшественники, на
наличии у человека свободной воли и на ее силе, Климент яснее, чем они, высказывается
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|