|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 28
разумом. То, что вещи существуют, означает, что существуют они по воле Бога: «est substantia
omnium voluntas ejus»**.
Человек, как и все прочие существа, непосредственно и целиком сотворен Богом. Будучи
Божьим творением, человек добр; будучи сотворенным, он несовершенен не только в том
смысле, что конечен, но и потому, что, не являясь тем, чем он должен быть, человек обречен
на падение. Но с другой стороны, человек может постоянно приближаться к той степени
совершенства, которая ему доступна. Под словом «человек» следует понимать единство души
и тела: только душа — не человек, она лишь душа человека. Душа, состоящая из духа
(spiritus) и собственно души (рпешпа), согласно св. Павлу продолжает существовать после
смерти человека; она даже сохраняет его образ — и это доказывает, что она не может
переселяться из одного тела в другое. Ириней называл души бестелесными (V, 7, 1), но
неясно, означает ли это подлинный спиритуализм или речь идет лишь об относительной их
бестелесности в отличие от тел в собственном смысле слова, потому что в другом месте
Ириней говорит о душах, принимающих форму тел их обладателей; так, вода, замерзающая
в сосуде, принимает форму сосуда и сохраняет ее, когда сосуд разбит. Доказательством этому
служит то, что души людей узнают друг друга после смерти. Все это, разумеется, относится к
spiritus; что же касается рпешпа, в которой иные толкователи видят не что иное, как
божественную благодать, то ее природа описана настолько туманно, что на сей счет нельзя
утверждать ничего определенного.
Главные способности души — интеллект и свободная воля. Отец сотворил каждого по
Своему образу: «propriam sententiam unum-quemque habentem et sensum liberum»***.
Интеллект (nous) начинается с созерцания (contemplatur) вещей, затем он их осмысли
Глава I. Греческие отцы и философия 34
вает (cogitat), извлекает знание (sapit), опираясь на которое рассуждает (consiliatur) и которое
обсуждает в себе самом (animo tractat), и, наконец, выражает его в речи. Таким образом, наш
интеллект, как и Отец, порождает Слово, но сам он ничем не порожден. Разумное существо
— это свободное существо: «homo vero rationabilis, et secundum hoc similis Deo, liber in arbitrio
factus et suae potestatis»*; оно способно исполнять Божьи повеления в той мере, в какой их
понимает: «liberum hominem fecit Deus ab initio, habentem suam potestatem sicut et suam
animam ad utendum sententia Dei voluntarie, et non coactum a Deo»**; тем самым свободная
воля уподобляет человека его Творцу: «liberae sententiae ab initio est homo, et liberae sententiae
est Deus, cui ad similitudinem factus est»***. В этом пункте св. Иринея упрекали в
«пелагианстве до Пелагия» * * * *. Это верно лишь в том смысле, что Ириней, подобно
большинству греческих отцов, постоянно подчеркивал значение свободной воли как основы
нравственной и религиозной ответственности, но он никогда не отождествлял ее с
благодатью, как это сделал позднее Пелагий, и к тому же обосновывал свою точку зрения
ссылкой на св. Павла (Рим 2:5—8). Не будем забывать и того, что Ириней полемизировал с
гностиками и опровергал их идею, будто бы люди делятся на виды — на «материальных» и
«душевных», что само по себе возлагает на Бога ответственность за все совершаемое ими.
Если каждый человек, говорил Ириней, свободен в своих решениях, то и каждый человек
ответствен. Верно, что грех уменьшил степень нашей свободы, но он не отменил ее (IV, 37, 5).
Так решается та единственная проблема, о которой в данном случае идет речь: объяснить
наличие морального зла в мире, не возлагая ответственности за него на Бога.
В проблему воскресения человека Ириней не привнес ничего нового по сравнению с
Афинагором и Татианом. Скорее наоборот, его эсхатология довольно курьезна. Ириней
описывает конец мира так, как будто только что прочел о нем подробный репортаж. Он
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|