|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 26
они были предназначены лишь для того, чтобы присвоить себе в своих собственных целях —
с Учителем и его учением — Церковь, которая уже воспитывала своих приверженцев.
Современники этих попыток — первые греческие апологеты — со всей очевидностью их
разоблачили; единственным исключением был Татиан, который, как мы видели, в
определенной степени уступил влиянию гностицизма. Во второй половине II века стала
необходимой открытая борьба против всех подобных попыток и потребовалось определение
истинного христианства в противовес гностическим искажениям, поскольку существовала
опасность его смешения с ними. Тогда на историческую сцену вышло новое поколение
христианских писателей; результатом их деятельности должно было стать восстановление
первоначальной чистоты ряда фундаментальных понятий, которую усвоил бы каждый
христианский философ.
Святой Ириней родился в Смирне (или в ее окрестностях) около 126 г., вероятно в
христианской семье**. В юности он часто посещал Поликарпа***, непосредственно связанного
с поколением, знавшим Христа: «Поликарп не только был воспитан апостолами, он не
только беседовал со многими из тех, кто видел Христа, но именно апостолы поставили его в
Асии**** епископом Смир-нской церкви». Итак, у Поликарпа не было иного устремления,
кроме как бережно хранить предание: «Он всегда учил тому, что узнал от апостолов, что
было передано Церкви и потому было единственно верным». Позже мысль Иринея часто
возвращалась к тем счастливым временам. В послании Фа-
Глава I. Греческие отцы и философия 32
ворину (Флорину), сохраненному для нас Евсевием («Церковная история», V, 20, 4)*, он
скажет, что мог бы точно описать место, где во время бесед любил сидеть Поликарп, его
манеру входить и выходить, его образ жизни, внешний вид, речи, которые он произносил, и
то, что он рассказывал о своих взаимоотношениях с Иоанном и другими, которые видели
Господа. Именно в этом — источник внутреннего мира Иринея. Он был связан с Иисусом
Христом через человека, знавшего тех, кто видел Иисуса. Неизвестно, когда точно Ириней
переехал из Малой Азии в Галлию, но известно, что он был назначен туда священником, что
он находился в Лионе в момент смерти Потина в 177 г. и был избран преемником этого
епископа-мученика. Следы Иринея теряются в первые годы III века, и неизвестно, претерпел
ли он сам мученическую кончину.
До нас дошел трактат Иринея «Против ересей» («Adversus haereses»)** в сохранившихся
обширных фрагментах на греческом языке и его полный латинский перевод, не блестящий
по стилю, но точный. Полное греческое заглавие трактата более выразительно: «Изложение
и опровержение ложного знания (griosis)». Этот труд состоит из пяти книг: в первой
излагаются гностические учения, во второй содержится их опровержение, три последние
книги представляют собой изложение христианского учения. Ириней сразу же становится на
религиозную почву и противопоставляет так называемому знанию (pseudonumos gnosis)
своих противников истинное знание (gnosis alethes), которое есть учение апостолов и
предание всемирной Церкви. Таким образом, разуму каждого конкретного человека истина
о Боге открывается внутри неличностной сокровищницы веры.
А следовательно, стремление познать Бога допустимо и правомерно, когда ему сопутствует
воздержанность. Если мы не знаем причин таких из века в век повторяющихся явлений, как
разливы Нила или приливы и отливы океана, то как мы можем узнать все касательно Бога?
Что делал Бог до начала творения? Только Он знает ответ. Как произошло Слово? Как
произошла жизнь? Утверждать, что знаешь ответ, как это делают гностики, значит не
признавать пределов человеческого разума. Самое лучшее,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|