|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 25
будет сотворена Вселенная. Ее устроитель, Демиург, находится в нижней области, где
пребывает Похоть. Отделенный от Плеромы Пределом (Horos), он действует в неведении о
высшем мире, но порождает без его участия некий образ Плеромы. Можно сказать, что это
платоновский Демиург, направляемый Идеями, о существовании которых он не подозревает.
С другой стороны, подобно «великому Архонту» Василида, Демиург Валентина полагает
себя высшим Богом. Поэтому неудивительно, что в Ветхом Завете он провозгласил: «Я-Бог, и
нет других богов, кроме Меня». В результате его формообразующего действия появляются
два рода людей: низший — род людей материальных и высший — род людей душевных.
Третий род, еще более возвышенный, — это люди духовные — «пневматики» (от «pneuma»
— дух), которые только отчасти являются его творением, потому что благодаря Похоти они
содержат в себе божественный духовный элемент. Материальные люди заведомо обречены
на гибель, им предстоит распасться вместе с Материей; духовные заведомо спасены, ибо они
духовны по своей природе. Единственный род людей, нуждающийся в искуплении и
смеющий надеяться на искупление, — это душевные люди. Поэтому для их искупления был
создан Искупитель. Рожденный от Девы Марии, этот Искупитель не является тем не менее
созданием одного только Демиурга. Эон Иисус вошел в него в момент крещения и покинул,
чтобы соединиться с Плеромой, лишь в начале страстей, оставив страдать и умирать
видимость материального тела, которое принял Искупитель. Когда
31 2. Гностицизм II века и его противники
Демиург перестанет творить, Похоть войдет, наконец, в Плерому вместе со всеми духовными
людьми. Демиург займет место, освободившееся после вознесения Похоти (Вожделения),
вместе с душевными людьми, которые будут искуплены. Все прочее — одновременно с самой
Материей — погибнет во всеобщей катастрофе, которая будет означать конец времен.
Утрата оригинальных текстов делает невозможной детальную реконструкцию гностических
доктрин, но их общие признаки достаточно очевидны для того, чтобы их исследователи
пришли к согласию относительно той интерпретации, которую вполне допустимо
предложить*. На природу этих доктрин, как мы сказали выше, указывает их родовое
наименование. «Гнозис» — это знание, обладание которым гарантирует спасение
посредством освобождения от исходного заблуждения, присущего мировой истории; от
этого заблуждения знание освобождает тех, кто им обладает. Все эти доктрины
первоначально примыкали к христианству вследствие того значения, которое они придавали
Иисусу, но они стремились свести Его дело к передаче спасающего знания. Смысл Его
страстей и смерти оставался в тени или вообще игнорировался. В какой-то части эти учения
были связаны с христианством и своим антииудаизмом, который, впрочем, чужд
христианству как таковому. Гностики произвольно ставили Яхве в подчинение тому Богу,
которого они надеялись найти в новом Откровении Евангелия. Тема, к которой они
обращались для подтверждения своей доктрины, отнюдь не лишена философского смысла.
Речь шла о разрешении проблемы зла. Если в творении присутствует зло, то его источник —
в самом акте творения; но ведь высший Бог совершенно благ; значит, творец — не Он.
Напротив, Его следует считать источником того искупительного знания, которое Он дарует
всей иерархии сущностей, включая людей как «гностиков», дабы исправить изначальную
ошибку демиурга и совершить, таким образом, дело спасения. Все эти доктрины тем не
менее отражают ту хаотичную материю, «демиургом» которой был Плотин. Преображая их
в философию, он придал им форму, упорядоченность и умопостигаемость. Подобное
предприятие стало тем более возможным, что элементы христианства, содержавшиеся в
гностицизме, были чужды сущности последнего. Эти вычурные мифологии порождены не
учением Иисуса Христа;
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|