|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 24
истинным Богом. Чтобы искупить эту вину, нужно было развеять исходное заблуждение,
которое привело к ней. Это стало делом первой «божественной» «филиации». По своей
природе она была тем совершенным знанием истины (gnosis), неведение которого внесло в
мир разброд. Под именем Евангелия это знание было сообщено «великому Архонту», и он
признал свое заблуждение, то есть признал, что является лишь одним из творений высшего
Бога. Это Откровение, передаваемое от неба к небу, восстановило порядок в каждом из них,
вплоть до последнего. Тогда и явился Иисус, новая божественная сущность (ёоп [эонр,
которому было назначено искупить землю. Посредством его воплощения благодаря Марии
и проповеди им Евангелия искупление мира свершилось. Полностью очищенная третья
«филиация» соединилась со своим началом и вечно пребывает с Богом. Те из людей, кто
воспринял просвещающий гнозис Иисуса, будут искуплены уже самим этим принятием, и
все во Вселенной навеки вернется в совершенный порядок. А чтобы гарантировать вечность
такого порядка, Бог даст миру полное забвение этого Откровения. Отныне божественные
существа, не знающие «Бога-Не-сущего», который властвует над ними, не будут испытывать
никакого стремления к тому, что их превосходит, и само неведение оградит их от всякого
желания сравняться с Ним.
Самый крупный философ среди гностиков — это, безусловно, Валентин; до 135 г. он учил в
Александрии, а затем, до 160 г., —
Глава I. Греческие отцы и философия 30
в Риме. В начало всех вещей он поместил «нерожденное, бессмертное, непостижимое,
невообразимое единство». Он назвал его Праотцом, или Бездной*. С этим мужским началом
соединено некое начало женской природы — Молчание (Sige**). Бездна не желала
одиночества, ибо она была любовью, а любовь — не любовь, если некого любить. Из союза
Бездны с Молчанием родились Ум (Nous) и Истина (Aletheia). Бездна, Молчание, Ум и
Истина образуют изначальную Тетраду, источник всего сущего. Ум и Истина породили
Слово (Logos) и Жизнь, которые, в свою очередь, породили Человека (точнее, его вечный
архетип) и Церковь. После того как составилась эта первичная Огдоада***, от Слова и Жизни
родились десять Эонов, от Человека и Церкви — еще двенадцать. Совокупность первичной
Огдо-ады и последующих Декады и Додекады образует Плерому (pleroma) — сообщество
тридцати божественных сущностей, тайну которого будут позднее символизировать
тридцать лет сокрытой жизни Иисуса.
Затем произошел решающий поворот. Два последних члена Додекады и, следовательно,
Плеромы — это Вожделение (Theletos) и Мудрость (Sophia). Движимая любознательностью,
не лишенной иных устремлений, Мудрость позволила Вожделению проникнуть в тайну
Бездны, но, поскольку на это способен только Ум, она бы исчезла в пустоте, если бы Плерома
не была окружена Пределом (Horos), который, по счастью, пре-довратил ее падение.
Оплодотворенная желанием, которому она уступила, но не Вожделением, она родила дочь-
бастарда — Похоть (Ахамот). Зачатая без отца, эта дочь была выкидышем, бесформенной
материей. Она была немедленно удалена из Плеромы, и, чтобы избежать повторения
подобных катастроф, Ум и Истина порождают последнюю пару Эонов мужской и женской
природы — Христа и Святого Духа****, которые научают другие Зоны Плеромы соблюдать
трансцендентность Бездны и любить ее, не пытаясь с нею сравняться. После восстановления
порядка в Плероме остается усмирить Похоть. Тогда по общему согласию всех Эонов на свет
рождается новая божественная сущность — Иисус, который очищает Похоть от ее страстей
(боязни, печали, нужды и потребности) и делает каждого из Эонов одним из активных начал
грядущего мира. От очищенной таким образом Похоти остается некий род материи,
способный к зачатию, тот, из которого
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|