|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 23
ничего лучшего, как навязать человеку суровые законы, поддерживаемые страхом жестоких
наказаний. Помимо этого Бога евреев есть чуждый Бог, называемый так потому, что он
оставался неизвестен людям и даже самому демиургу до дня, когда Иисус Христос пришел
явить Его. В отличие от первого Бога, Бога-судьи, этот Бог прежде всего — доброта и любовь.
Всемогущий и вездесущий, Он осуществляет Свой промысел в мире, созданном демиургом.
Иисус и есть этот высший Бог, который, движимый чувством сострадания к бедствиям
людей, пожелал принять человеческий образ, пострадать и умереть ради спасения людей.
Искупление является, таким образом, центральным пунктом истории мира, делом
божественной любви; со своей стороны, она обязывает людей воспринять мораль, свободную
от иудейского законничества, мораль неизбежно аскетическую, ибо материя сама по себе
есть зло, но она оживотворена любовью.
Гнозис Маркиона целиком умещается в рамках подлинно христианской проблемы
отношений древнего и нового Закона, В противоположность ему гнозис Василида
представляет собой сказочно живописную космогонию, изобилующую существами,
порожденными его фантазией. Ее создатель, родом из Сирии, по-видимому, начал учить в
Александрии около 130 г. В самых существенных чертах его картина Вселенной сводится к
следующему. На вершине и в начале всего находится несотворенный, непостижимый Бог, до
такой степени невыразимый в понятиях, что его можно обозначить как
29 2. Гностицизм II века и его противники
«Бог-Не-сущий». Пребывающий над бытием, этот Бог, однако, имеет нечто, из чего
производит бытие, ибо в нем самом есть житница с семенами, из которых впоследствии
рождаются все существа. Эту житницу Василид называет «панспермией» (panspermia). В
начале мировой истории Бог извлекает из этих семян три «филиации»*. Первая, изойдя из
него, тотчас возвращается к Богу, как отраженный луч возвращается к своему источнику.
Вторая «филиация», более грубая, смешивается с другими семенами, если только Святой
Дух не даст ей крыльев, благодаря которым она освобождается и соединяется с Богом. Третья
«филиация», еще более грубая, остается в «панспермии» до того времени, когда очищение, в
котором она нуждается, позволит ей возвыситься до своего начала. Все это происходит в
высшем мире, где пребывает Бог; от остальной Вселенной его герметически изолирует
твердая сфера (stereoma). Это разделение играет в истории мира решающую роль. Из недр
«панспермии» Бог производит новое существо, «великого Архонта», низшего по отношению
к трем «филиациям», но прекрасного и могущественного, который становится началом
промежуточной Вселенной, расположенной между «стереомой» и сферой Луны. Он родит
сына, Огдоада, и от этих двух существ происходит множество других, таких, как Мысль, или
Ум (Nous), Слово (Logos), Мудрость (Sophia), Сила (Dynamis), населяющих «первое небо»
промежуточного мира. Они, в свою очередь, порождают другие существа, которые
последовательно заселяют 365 «концентрических небес», объемлющих «стереому».
Последнее из этих небес — небо Луны, которое мы видим над нами; там и пребывает Бог,
которому поклоняются евреи. Движимый известными настроениями, этот Бог пожелал
обогатиться, расширив свои владения, и поэтому, используя находившуюся в его
распоряжении хаотическую материю, создал из нее землю и человека. Последний
представляет собой двойственное существо: своим телом он привязан к миру материи, а
своею душой причастен божественному миру.
Во Вселенной, сконструированной подобным образом, нравственное падение было
неизбежно с самого начала. Можно даже сказать, что оно было включено в ее структуру.
Изолированный «стереомой» от внешнего мира, «великий Архонт» не мог не возомнить себя
высшим Богом. Этот грех гордыни спускался с одного неба на другое, пока не достиг неба
Луны, где почитаемый евреями Архонт в конце концов объявил себя единственным
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|