|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 19
25 1. Отцы-апологеты
обходимости, которую христианские мыслители осознали позднее, не поддаваться миражам
платонизма. Либо мы вслед за «Ал-кивиадом» Платона допускаем, что человек
это душа, которая пользуется телом, и
исходя из этого признака шаг за шагом принимаем весь платонизм целиком, либо — вслед
за Афинагором — мы полагаем тело как существенную часть человеческой природы и тогда
неизбежно встаем на точку зрения антропологии аристотелевского типа. Догмат о телесном
воскресении заставляет включить плоть в дефиницию человека; как, на первый взгляд, ни
парадоксален этот тезис, представляется, что данный догмат заранее предопределил
конечную победу аристотелизма над платонизмом в истории христианской философской
мысли. Внимательно прочитаем изначальную формулировку этого принципа: «Если
мышление и разум были даны людям для того, чтобы они познавали вещи, постигаемые
мыслью, и не только самое их субстанцию, но также доброту, мудрость и справедливость
Того, Кто им их дал, то необходимо — поскольку причины, по которым им была дана
способность разумного суждения, остаются неизменными, — чтобы эта способность
продолжала существовать всегда. Она не сможет существовать, если не будет существовать та
природа, которая ее получила и в которой она пребывает. Но мыслительную способность и
разум получила не душа как таковая, их получил человек. Следовательно, абсолютно
необходимо, чтобы человек, состоящий из души и тела, существовал всегда, а это
невозможно, если он не воскресает».
Здесь появляется третий, и последний, аргумент доказательства, но только после того, как
приняты два предыдущих: каждому человеку полагается справедливое воздаяние— награда
или кара. Если допустить существование Бога — праведного Творца, провидящего судьбы
людей, то нужно допустить и справедливый суд, за которым следует приговор, и поскольку
не душа, а человек в целом оказывается достойным или недостойным, то необходимо
телесное воскресение, дабы был вознагражден или наказан весь человек в целом.
Таким образом, Афинагор верно понимал смысл ряда фундаментальных проблем, которые
предстояло решить христианской мысли. Различение двух моментов всякой апологетики:
доказательство достоверности посредством опровержения аргументов, показывающих
абсурдность веры, и непосредственное рациональное обоснование истин, полагаемых в
качестве возможных; разграничение рационального доказательства и обращения к вере. Вот
почему Афинагор, как мы видели, обосновывает восресение тел, не обращаясь к воскресению
Христа, которое для всякого христианина является залогом воскресения всех, указанием на
то, что в качестве объекта самого христианства мыслится спасение человека и, как следствие,
идентификация человека в его человеческих составных частях.
Апология Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»* адресована не императору, а
частному лицу — Автолику, который упрекал Феофила в том, что он обратился в
христианство. Таким образом, это — апология в новом смысле слова, более близком к
современному. Она явно уступает апологии Юстина, и потому ее автора назвали
«бесталанным Татианом». Эта характеристика не кажется слишком уничижительной, когда
после Афинагора читаешь у Феофила такой, например, аргумент в пользу телесного
воскресения: «Ты не веришь, что мертвые воскреснут? Когда это произойдет, тебе придется
поверить»**. Наверное, но тогда не стоит писать апологию, нужно просто подождать. Бог
представлен у Феофила как непостижимый человеческим разумом; термин «Логос»
обозначает исключительно Его владычество, и даже само слово «Бог» (theos)
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|