|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 17
называли себя гражданами Царства, которое не от мира сего, и подданными Бога, с которым
отнюдь не отождествляли императора. Поэтому им было необходимо отвести обвинения в
безбожии, и апология Афинагора отмечена этим устремлением.
В сочинении «В защиту христиан» Афи-нагор не высказывает собственного отношения к
греческой философии — ни горячей симпатии Юстина, ни враждебного неприятия Татиана;
он просто констатирует, что по ряду положений философы и Откровение согласны между
собой. Это согласие он не объясняет ни предполагаемыми заимствованиями философов из
Библии, ни универсальным просвещающим действием Слова; Афи-нагор привлекает
внимание к этому обстоятельству с целью указать, например, что поскольку Аристотель и
стоики проповедовали монотеизм, то враждебность христиан к многобожию не может быть
поставлена им в вину как их собственное преступное изобретение. То же относится к
Платону. Когда Афинагор признает, что Платон узрел истину — и даже догмат Троицы, —
то это не столько похвала Платону, сколько защита догмата, в целях которой полезно
сослаться на такого предшественника. С другой стороны, когда Афинагор излагает
собственно христианские идеи и указывает в качестве окончательно принятых такие, как
монотеизм и духовная природа Бога, то его произведение предстает как значительный и
интересный шаг вперед.
Отметим прежде всего четкое определение соотношения веры и разума. Источник всякого
надежного знания о Боге — сам Бог. «Следует, — говорит Афинагор, — узнавать о Боге у
Бога», то есть в Откровении; однако, поступая так, допустимо размышлять над истиной
Откровения и толковать ее с помощью разума. В главе VII послания «В защиту христиан»
Афинагор называет это «доказательством веры»**. И сам на примере диалектического
обоснования монотеизма в противоположность политеизму тут же поясняет, что он имеет в
виду. Его аргументация не лишена наивности, но этот текст пользуется авторитетом и
заслуживает анализа, поскольку содержит первое известное нам доказательство
единственности христианского Бога.
Чтобы проследить, как логическое рассуждение смыкается с верой, нам предстоит
рассмотреть изначальное бытие лишь одного Бога — Творца нашей Вселенной —
следующим образом. Если вначале было несколько богов, то либо все они пребывали в
одном месте, либо каждый из них пребывал в своем особом месте, будучи отделен от других.
Но они не могли пребывать в одном месте, так как не обладали одной и той же природой; а
обладать одной и той же природой они не могли, потому что подобны одно другому лишь
существа, порожденные одно другим, а, будучи богами, они не могли ни быть порождены
один другим, ни быть созданы по подобию одного другому. Тогда предположим, что
каждый из богов занимал свое собственное место. Допустим, что один из них — творец, или
делатель, ремесленник мира, в котором повсюду он осуществляет свой промысел;
следовательно, он охватывает этот мир своим могуществом. Где же тогда место другому или
другим богам? В мире, в котором мы живем, его, естественно, нет. Значит, этих богов следует
поместить в других мирах; но поскольку в таком случае они не будут оказывать никакого
воздействия на наш мир, их могущество следует считать ограниченным; следовательно, это
не боги. Впрочем, принятое нами допущение абсурдно: не могут существовать другие миры,
ибо могущество нашего Творца охватывает все. Этих богов, не способных что-либо создать
или сохранить, не существует. Но может быть, они пребывают в без-
Глава I. Греческие отцы и философия 24
действии? Тогда куда их поместить? Говорить, что бог нигде не пребывает, ничего не творит
и ничем не управляет, значит утверждать, что его нет. Следовательно, есть только
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|