|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 16
философия распространилась вначале среди варваров; потом, во времена великого
царствования твоего предка Августа, она расцвела среди народов, которыми ты правишь, и
стала счастливым предзнаменованием, особенно для твоей империи. Ибо с тех пор держава
римлян укрепилась во всем своем блеске, держава, которой ты стал и будешь через твоего
сына желанным властителем, если окажешь покровительство философии, возникшей и
развившейся при Августе и почитаемой твоими предками наряду с другими религиями.
Полезность нашего учения, появившегося одновременно со счастливым началом империи,
обнаруживается в том, что со времени правления Августа в ней не случалось никаких
бедствий; напротив, все было блистательно, славно, согласно с общими стремлениями. Одни
лишь Нерон и Домициан, позволившие себя обмануть нескольким завистникам, пожелали
опорочить наше учение; это их ошибка, что ложь сикофантов* против его приверженцев из-
за неразумных действий распространилась столь широко. Но твои родители, которые были
благочестивы, нашли лекарство против их невежества.... Ты же, в еще большей, чем они,
степени держащийся того же взгляда на вещи, исполненный еще более гуманного и
философского настроения, ты, мы уверены, сделаешь все, о чем мы тебя просим»**.
Хорошо известно, что подобное убеждение было безосновательным; чтобы правильно
понять либерализм Мелитона, нужно иметь в виду, что живой интерес у него вызвали
соответствующие настроения Марка Аврелия. Но независимо от этого его аргументация
основана на новой для того времени идее, которая впоследствии оказалась плодотворной:
христианская вера должна стать философией Римской империи. Позднее эту идею
энергично поддерживал св. Августин в своем «О Граде Божием»***, а полностью она была
реализована при Карле Великом****. Несомненно, Мелитон Сардийский считал возможным
определенный союз между философией и христианством. Впрочем, неизвестно, к какой
философии склонялся он сам. Геннадий***** и Ориген утверждают, что в не дошедшем до
нас трактате он учил, что Бог те-лесен; поэтому можно полагать, что Мелитон отдавал
предпочтение одному из направлений стоицизма. И все же в этом важном вопросе мы
вынуждены ограничиться догадками.
Юстин и Татиан — это две темы, но отнюдь не две школы, не две линии развития, к которым
теперь нам предстоит обратиться. Сложная реальность, историю которой мы излагаем, —
это само христианство, стремящееся на протяжении почти двадцати веков творчески
выразить себя в терминах философии. Бесчисленные участники этого грандиозного труда
могут быть сведены к небольшому числу духовных семейств, внутри которых каждый
сохраняет свою индивидуальность, а его творения несут на себе отпечаток эпохи и места, в
которых они родились. Сейчас, дойдя до второй половины II века, мы обратимся к
знаменитому сочинению «В защиту христиан», написанному около 177 г. Афинагором******.
Оно имеет характер послания (presbeia), адресованного императору Марку Аврелию, а также
Ком-моду, ставшему его соправителем в 176 г. Обстановка в то время была весьма
неблагоприятной для христиан. В эпоху Антонинов Римская империя имела разумное и
хорошо организованное управление; однако даже при лучшем из императоров этой
династии, Марке Аврелии, христиане подвергались жестоким гонениям. В стойкости
мучеников этот правитель-стоик видел лишь упрямство одержимых. Перечитаем хорошо
известный отрывок из его «Размышлений»
23 1. Отцы-апологеты
(XI, 3): «Какова душа, которая готова, когда надо будет, отрешиться от тела, то есть либо
угаснуть, либо рассеяться, либо пребыть. И чтобы готовность эта шла от собственного
суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, — нет, обдуманно, строго,
убедительно и для других, без театральности»*. В самом деле, христиане империи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|