|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 14
к этому нельзя ничего добавить, не приписывая Тати-ану того, чего он не говорил. Можно с
уверенностью утверждать, что, уподобляя порождение Слова Богом порождению мысли и
речи человеком, он естественным образом представил творение как некое научение:
«Произнося Слово, я намереваюсь привести в порядок материю, которая пребывает у вас в
хаосе, и, как Слово, которое, будучи порождено изначально, породило, организуя материю,
как собственное произведение то творение, которое мы видим,—так и я, в подражание
Слову, возродившись и познав истину, тружусь, чтобы внести порядок в хаотическое
смешение материи, с которой я имею общее происхождение. Ибо материя не безначальна,
как Бог, и, будучи небезначальной, не обладает той же властью, что Бог; но она была
сотворена, она — произведение кого-то другого и она могла быть произведена только
Творцом Вселенной»**. Описав таким образом творение в главе V своей «Речи», Татиан сразу
же извлекает из этого описания аргумент в пользу воскресения тела. Для того, кто допускает
творение, рождение человека есть то же самое, чем станет его воскресение; с точки зрения
разума эти утверждения стоят одно другого. Первые творения — это ангелы. Будучи
сотворенными, они не Бог. Следовательно, они не обладают Благом по своей сущности, но
реализуют его по своей воле. Поэтому они могут быть достойными или недостойными и,
следовательно, могут быть по справедливости вознаграждены или наказаны. Падение
ангелов повлекло за собою кару, потому что это справедливо. Каким же образом произошло
падение? Татиан в абстрактных выражениях говорит об установленном Словом порядке и о
мятеже первого ангела против закона Божьего. Другие ангелы сделали его богом, но Слово
«отлучило от своего дела» инициатора падения и его сторонников***. В результате отпадения
от Слова эти ангелы превратились в демонов, и люди, последовавшие за ними, стали
смертны. Из формулировок, которыми пользуется Татиан в главах VII и XII «Речи», можно
заключить, что здесь он пытается довести до сознания язычников христианское учение о
грехопадении. Это — апологетический по своему характеру рассказ, рассчитанный на
определенных читателей; вот почему не стоит слишком вдаваться в его детали. Напротив,
Татиан очень жестко говорит о последствиях падения ангелов для людей; из ненависти к
стоицизму с его учением о необходимости он соответственно утверждает, что падшие ангелы
привнесли понятие фатализма. Воспринятое людьми, оно привело их к убеждению, что
Судьба будто бы является реальной силой, и люди стали настоящими рабами этого
дьявольского изобретения.
Об антропологии Татиана, как и о его теологии, можно сказать, что она вводит нас в
искушение уточнить учение Юстина по ряду пунктов, рискуя приписать учителю те выводы,
которые, скорее всего, сделал ученик. Но как бы то ни было, мы знаем, что именно Татиан
разделяет то, что именуют душой, на два элемента. Один — то, что он называет «псюхе», род
духа, который по-латыни назовут «animus», пронизывающий материю всего существующего
— светил, ангелов, людей, животных, растений и вод. Будучи
21 1. Отцы-апологеты
единой сама по себе, «псюхе» принимает различную природу в зависимости от вида
существ, которые она одушевляет. Она, впрочем, материальна. Татиан заявляет, что следует
здесь Откровению; возможно, он имеет в виду тексты Ветхого Завета, где душа животных
отождествляется с кровью. Другой элемент души — дух, или «пневма». Это высшая часть
души и душа как таковая. Она нематериальна, и именно через нее укореняется в человеке
образ и подобие Бога. По своей природе душа смертна: она не умирает только по воле
Божией. Узнать, какую судьбу уготовил Бог душе, у Татиана, увы, так же трудно, как и у его
учителя Юстина. Складывается впечатление, что нам недостает какого-то ключа, чтобы ясно
понять их идеи. Вот, например, что написано в главе XIII «Речи, обращенной к грекам»:
«Душа человека сама по себе не бессмертна, нет, о греки,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|