|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 7
Философия в истории христианства появляется только тогда, когда некоторые христиане
заняли в отношении нее определенную позицию: стали либо клеймить ее, либо пытаться
включить в новую религию, либо использовать в целях христианской апологетики. С этого
момента термин «философия» приобретает значение «языческая мудрость», которое он
сохранит на протяжении столетий. Даже в XII—XIII веках слова «philosophi» и «sancti»
отражают прямое противопоставление двух мировоззрений: выработанного людьми,
лишенными света веры, и выработанного отцами Церкви, говорящими во имя
христианского Откровения. Тем не менее верно и то, что христианство уже довольно рано
было вынуждено принимать в расчет языческих философов, причем образованные
христиане первых веков заняли разные позиции по отношению к ним; часто позиция
определялась личным пристрастием. Неоторые, обратившиеся в христианство довольно
поздно и успевшие получить греческое философское образование, были тем более не
склонны огульно его отрицать, что их обращение представлялось им конечным поворотом в
поисках Бога, начатых вместе с философами. Благодаря неизбежному эффекту перспективы
им казалось, что языческие мыслители прошлых веков уже вступили на путь, который
наконец открылся в христианстве. Другие, которых отсутствовавшая у них потребность в
спекулятивном мышлении не толкала к философским поискам, напротив, занимали резко
негативную позицию по отношению к учениям, не вызывавшим у них никакого интереса.
Как бы то ни было, поскольку философия уже в то время рассматривалась как отличная от
христианской веры реальность, правомерно дать описание ее истории, то есть истории
отношения к ней первых христиан.
Глава I. Греческие отцы и философи
14
1. ОТЦЫ-АПОЛОГЕТЫ
Отцы-апологеты появляются во II веке христианской эры; их называют так потому, что их
главные произведения содержат апологию христианской религии. Первоначальный смысл
слова «апология» — защитительная речь в суде; эти произведения и на самом деле являются
как бы судебными речами; их произносят с целью добиться от римских императоров
признания законного права христиан на существование в империи, где официальная
религия — язычество. В апологиях можно найти изложение некоторых аспектов
христианской веры и попытки оправдать ее перед лицом греческой философии.
Из двух самых древних апологий, которые датируются 125 годом, апология Кодра-та* не
обнаружена. Однако складывается впечатление, что она опиралась главным образом на
чудеса Христа, и нет никаких оснований предполагать, что в ней излагалась какая-то
позиция по отношению к философам. Напротив, в дошедшей до нас в переводе апологии
Аристида** уже содержатся тезисы, явно навеяннные философией. Исходя из множества
вещей и наблюдаемого в этом множестве порядка, Аристид указывает, что царящее во
Вселенной согласованное движение подчиняется некоторой необходимости, из чего он
заключает, что источник и регулятор этого движения—Бог. Неподвижный, непостижимый и
неизреченный Бог объемлет своим могуществом сотворенную Им Вселенную. Ни элементы,
ни звезды не являются божествами — есть только один Бог, которого должны почитать люди
всех рас, — варвары, греки, евреи и христиане. Таким образом, христианский взгляд на
Вселенную зафиксирован в основных чертах в первой четверти II века; его правомерно
назвать «иудео-христианским», потому что этот взгляд христианство унаследовало от Ветхого
Завета. Главное в нем — понятие о едином Боге, Творце Вселенной. Оно было немедленно
воспринято первыми христианскими писателями. Так, с
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|