|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 6
смысл Его миссии остаются совершенно незатронутыми; события, о которых повествует
Евангелие, и учение, которое оно возвещает, сохраняют первоначальную целостность, ту
самую материю, на которую будет обращена мысль отцов Церкви.
В широком смысле патриотической литературой называют произведения христианских
писателей, восходящие к эпохе отцов Церкви; однако не все эти писатели считаются отцами
Церкви, и само это именование не имеет строгого определения. В общепринятом смысле оно
обозначает всех древних церковных писателей, умерших в христианской вере и в церковном
причастии; в более узком смысле для отца Церкви обязательно выполнение четырех тре-
Введение 12
бований: вероучительная ортодоксия, святая жизнь, одобрение его взглядов Церковью,
относительная древность (приблизительно до конца III века). Если древность недостаточна, а
писатель выразил учение Церкви выдающимся образом, то он именуется учителем Церкви;
традиция, однако, предписывает именовать отцами самых древних из них, до Григория
Великого включительно; в средние века всех их называли «святыми». Когда проводят
различие между «святыми» и философами, то под последними понимают учителей Церкви.
В 1298 г. Бонифаций VIII* возвел в ранг учителя Церкви Амвросия, Августина, Иеронима и
Григория Великого. Многие другие, в частности Фома Аквинский, возведены в этот ранг
сравнительно недавно. Так, Бонавентура получил его лишь от Сик-ста V** в 1587 г. Нужно
отметить, что учитель Церкви не обязательно непогрешим, и, когда он заблуждается, он
говорит не как учитель. Рангом ниже располагаются церковные писатели, чей
вероучительный авторитет менее высок и даже ортодоксия может быть небезупречна; но они
являются древними и важными свидетелями традиции (из их числа, например, Ориген и
Евсевий Кесарийский). Эти тонкие различия имеют позднее происхождение, и, хотя за
всеми христианскими авторами никогда не признавали равного достоинства, в средневековье
их не распределяли согласно какой-либо четкой классификации. Когда мы будем говорить
об отношении к философии греческих и латинских отцов, мы будем объединять под этим
общим наименованием как учителей Церкви, так и просто церковных писателей.
ЛИТЕРАТУРА
Прекрасным введением в изучение указанных выше проблем служит книга: Puech A. Histoire
de la litterature grecque chretienne depuis les origines jusqu'a la fin du ГѴе siecle; t.l. Le Nouveau
Testament. P., 1928.
Lebreton J. Les origines du dogme de la Trinite. 4e ed. P., 1919.
Toussaint С L'Hellenisme et l'apotre Paul. P., 1931. PratF. La
theologie de saint Paul. 6e ed. P., 1924.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Греческие отцы
и философи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|