|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 5
То же, что действительно для Евангелия от Иоанна, можно сказать и о Посланиях св. Павла.
Еврей по рождению, но происходивший из Тарса в Киликии, города, открытого греческому
влиянию, Павел, безусловно, слышал о «диатрибах» стоиков, от которых он воспринял свой
пыл и некоторые способы выражения. Но у него мы находим и нечто иное, нежели
отголоски прежней метафизики: две или три простые идеи, почти что грубые, но во всяком
случае сильные, ставшие для него отправными точками. Во-первых, некое понятие
христианской мудрости. Павел знает о существовании мудрости греческих философов, но он
осуждает ее ради новой мудрости, которая есть безумие с точки зрения разума — веры в
Иисуса Христа: «Иудеи требуют чудес, и Эллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа
распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и
Эллинов Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие
премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:22—25). Этот двойной
вызов, брошенный фило-
11 Введение
софам, будет отзываться долгим эхом в средние века, тем более что св. Павел повторял его не
однажды (1 Кор. 1:21; 2:5; 2:8). Превыше человеческой мудрости — оглупляющее ее безумие
проповеди, Мудрость, которая спасает.
Этот отказ от греческой мудрости не был тем не менее осуждением разума. Естественное
знание не исключается, если оно подчинено вере. Напротив, в тексте, на который в средние
века будут беспрерывно ссылаться (Рим. 1:18—20) и которым для оправдания своих занятий
метафизикой воспользуется сам Декарт, св. Павел утверждает, что люди получают от Бога
достаточное естественное знание, так что вполне оправданна Его суровость к ним: «Ибо
открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих
истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо
невидимое совершенство Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через
рассматривание творений разумом видимы»*. Несомненно стремление Павла доказать здесь,
что язычники недостойны прощения, но он делает это на том основании, что разум может
познать существование Бога, Его вечную силу и другие атрибуты, которые он не называет,
посредством рассудка (intelligence), взирая на картину Божьих созданий. Этот тезис не был
новым — его в явном виде можно найти в Книге Премудрости (13:5-9), но благодаря св. Павлу
обязанностью всей христианской философии является утверждать, что человеческий разум
может получить некоторое знание о Боге из внешнего мира.
Другое место из Послания к Римлянам подобным же образом заставляет признать, что
всякий человек обнаруживает в своей совести естественное знание нравственного закона
(Рим. 2:14-15); и в других местах в Посланиях содержатся некоторые указания
принципиально религиозного значения, но их формулы имеют стоическое происхождение;
мы увидим, что их приводят многие христианские авторы. Таково прежде всего различение
души (psyche, anima) и духа (pneuma, spiritus), которое позднее послужит основанием для
множества спекуляций психологического порядка; их вдохновит в особенности Первое
послание к Фессалоникийцам (5:23). Здесь же просто-напросто имеет место еще одно из тех
философских заимствований, яркий пример которого мы видели у св. Иоанна. Так же, как
Иоанн говорит язычникам: наш Христос есть То, что вы называете Словом, — св. Павел
говорит стоикам: наша вера во Христа и есть то, что вы называете мудростью, и именно
Христу воздает честь, сама того не зная, совесть, о которой вы столько говорите. Подобные
точки соприкосновения не позволяют утверждать, что в существо христианской веры был
введен какой-то греческий элемент: личность Христа и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|