|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 2
пожелания, мы добавили две вводные главы, посвященные философской мысли отцов
Церкви. Наконец, чтобы исправить некоторые оптические иллюзии, иначе не устранимые,
мы поместили материал в широкий контекст истории интеллектуальной культуры в средние
века, тем самым уменьшив (по крайней мере мы надеемся на это) дистанцию между
историческими очерками подобного рода и реальностью во всей ее сложности.
Следует, однако, признать, что вопреки всем усилиям сосредоточиться на более конкретном
материале история средневековой философии заставляет абстрагировать эту философию от
теологической среды, в которой она зародилась; но отделить ее от теологии невозможно без
насилия над исторической реальностью. Читатель увидит, что мы не проводим четкой
демаркационной линии между историей философии и историей теологии не только для
эпохи патристики, но и для самих средних веков. Отсюда не следует, что говорить об
истории средневековой философии неправомерно. С точки зрения всеобщей истории
философии вполне законно рассматривать вопрос о судьбе философских проблем,
поставленных греками, на протяжении первых четырнадцати веков христианской эры.
Однако, чтобы изучить и понять философию той эпохи, необходимо искать ее там, где она
содержится, а именно в сочинениях людей, которые прямо называли себя теологами или
стремились ими стать. История философии средних веков — это абстракция от реальности,
более обширная и всеобъемлющая, нежели католическая средневековая теология. Поэтому
не нужно удивляться многочисленным упоминаниям в этой работе чисто теологических
проблем: они постоянно напоминают читателю о симбиозе этих двух интеллектуальных
дисциплин, существовавшем на протяжении всей той вереницы столетий, через которую
нам предстоит пройти.
Работу столь общего характера невозможно было бы написать, если бы автор не пребывал в
неоплатном долгу у своих предшественников. Не раз заявляя об этом со всей
откровенностью, мы, однако, не в силах назвать их всех. Объем этой книги не помешал
профессору Парижского Католического института аббату Андре Комбу, движимому
дружеским великодушием, прочитать рукопись и внести многочисленные исправления,
многие из которых касались отнюдь не только формы изложения. В другом месте мы
отдадим ему должное еще раз, поскольку речь идет о страницах, отредактированных им по
нашей просьбе; но уже в самом начале книги мы хотим выразить ему искреннюю
признательность.
Э. Ж.
ВВЕДЕНИЕ
Христианская религия вступила в контакт с философией во II веке — как только среди
обращенных в христианство появились представители греческой культуры. Можно
отступить еще дальше и поискать понятия философского происхождения в книгах Нового
Завета, в частности в четвертом Евангелии и в Посланиях апостола Павла. Эти поиски не
лишены смысла, хотя те, кто занимаются ими, подвергаются опасности испытать искажение
перспективы. Христианство — это религия; иногда уступая определенной человеческой
потребности, наставники для выражения своей веры прибегали к философским терминам,
но они придавали их прежнему философскому смыслу новый религиозный смысл. Встречая
эти термины в христианских книгах, их следует понимать именно в новом значении. Нам
представится достаточно случаев проверить это правило на материале истории
христианской мысли и было бы опрометчиво о нем забывать.
По своему существу христианская религия с самого начала основывалась на провозвестии
Евангелий, то есть на вере в личность и в учение Иисуса Христа. Евангелия от Матфея,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|