|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жак Ивер
Новые забавы и веселые разговоры
стр. 90
— А потом, — добавил он, — когда вы, господин доктор, вспомните, какая нога у вас болит,
мы сделаем вам что-нибудь другое.
Новелла XII
Сравнение алхимиков с женщиной, которая несла на рынок горшок с молоком
Всем известно, о чем обычно болтают алхимики. Они хвалятся, что могут приобрести
неисчислимые богатства и что они постигли тайны природы, скрытые от всех остальных людей. Но в
конечном счете все их труды превращаются в дым, а поэтому их алхимия заслуживает лишь названия
искусства, которое изнуряет, или несуществующего искусства. Их можно, пожалуй, сравнить с той
доброй женщиной, которая несла на рынок горшок молока и делала такой расчет: она продаст его за
два лиарда; на эти два лиарда она купит дюжину яиц и положит их под наседку; из них выведется
дюжина цыплят; когда цыплята вырастут, она сделает их каплунами; каждый каплун будет стоить
пять су; это составит больше экю; на эти деньги она купит двух поросят — борова и свинку; они
вырастут и принесут еще двенадцать; через некоторое время она продаст их по двадцать су за штуку;
это составит двенадцать франков; на них она купит кобылу, которая принесет ей хорошенького
жеребеночка; он подрастет и сделается таким резвым! Все будет прыгать и ржать: «Х-н! Х-н!» И
произнеся это «Х-н!», добрая женщина, обрадованная своим удачным расчетом, принялась
подпрыгивать, как ее будущий жеребенок. Прыгая, она уронила горшок и пролила все молоко.
Прощайте, яйца, цыплята, каплуны, поросята, кобыла и жеребеночек! Такова же и судьба алхимиков.
После всех их обжигание, обугливание, замазывание, раздуваний, процеживание, прокаливание,
замораживание, сгущений, растапливание, стеклование, загнивание у них вдруг разобьется какой-
нибудь аламбик, 146 и они оказываются в таком же положении, как и эта добрая женщина.
Новелла XIII
О царе Соломоне, который добыл философский камень и почему алхимикам не
удаются их затеи
147
Аламбик — небольшая реторта для перегонки жидкостей.
147 Шария-Пророчица — библейский персонаж, Мариам, сестра Моисея и Аарона. Ей в средние века
приписывали составление латинского трактата «О философском камне», и поэтому она весьма почиталась
алхимиками.
148 Соломон — древнееврейский царь, правивший в X в. до н. э.; библейская традиция приписывает ему особую
мудрость.
Венсеннский лес — обширный лесной массив на восток от Парижа.
Никто не знает, почему алхимикам не удаются их затеи. Но Мария-Пророчица весьма хорошо и
подробно объяснила это в своей книге о великом искусстве, где она дает философам мудрые
наставления и поддерживает их мужество. По ее мнению, философский камень является для людей
величайшей ценностью и, помимо всех прочих чудесных свойств, заключает в себе силы, дающие
власть над демонами: обладатель его может их заклинать, предавать анафеме, связывать, срамить,
терзать, сковывать, истязать и пытать. Словом, играй им, как палашом, и делай все, что хочешь, если
умеешь пользоваться своим счастьем. Затем она говорит, что Соломон148 добыл самый лучший
философский камень и бог просветил его познанием величайшей чудодейственной силы этого камня,
о которой мы уже говорили, а именно — силы, дающей власть над демонами. Поэтому, получив его,
он решил немедленно вызвать к себе демонов, но сначала он велел соорудить огромный медный чан,
в окружности не менее Венсеннского леса149 или, может быть, на какие-нибудь полфута поменьше
(это все равно — о таких пустяках не стоит и говорить). Правда, чан имел лишь более круглую форму,
но такие громадные размеры его были необходимы для дела, задуманного царем. Для чана была
сделана такая же большая, плотно закрывающаяся крышка и одновременно с этим вырыта
соответственной ширины яма, в которую его по повелению царя и зарыли.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|