|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жак Ивер
Новые забавы и веселые разговоры
стр. 33
тянулись и другие, а из тех, кто остался, отнюдь не все подошли с пожертвованиями к святым дарам.
Так что, когда бедняга сборщик расплатился с кюре и старостой, ему осталось всего каких-нибудь
шесть денье. Сгреб он свои гроши и с досады отшвырнул их прочь. Нечего и говорить, как над ним
потешались! А сколько насмешек пришлось ему еще вытерпеть, чуть только он вышел за церковную
ограду, где его поджидали самые почтенные и уважаемые прихожане. Ну и обласкали же они его, как
только не честили: и негодяем, и мошенником, за то что объявляет еретиками честных людей, если
они не хотят слушать его проповедь, — словом, так его отчитали, что он ушел пристыженный, глядя в
землю, и уж больше сюда не показывался.
А в следующее воскресенье с ним вышло вот что. На этот раз он собирался проповедовать в
деревне и измышлял новую каверзу: ведь просто удержать прихожан в церкви, как он сделал в
приходе Святого Симплиция, — это лишь полдела, надо еще, чтобы они внесли пожертвования.
Наконец он придумал такой способ принудить к этому прихожан, что, будь они хитрее хитрого, и то
бы не отвертелись. Вот проповедник взошел на кафедру и первым делом принялся превозносить свои
заслуги — кто не знает, как это у них делается! — и стал настойчиво увещевать, чтобы все покупали
его хваленые индульгенции, вступали в братство добрых дел и радели о спасении самих себя, своих
жен, детей и душ своих усопших благодетелей, и чтобы все подошли облобызать реликвии. «Эти
реликвии, — говорил он, — имеют чудодейственную силу, дарованную им Богоматерью Овернской,
каковая приходится сестрой Богоматери Ошской38 и Богоматери Рабасской,39 и все три творят
чудеса». Он знал, что тамошние жители особенно чтят Богоматерь Ошскую и Богоматерь Рабасскую,
потому так и сказал. «Итак, подходите, во имя Божие, и ведите ваших малых деток облобызать сии
святые реликвии, как пристало добрым христианам, — продолжал он, — но только заклинаю вас
страстями Господними, если кто из вас знает про себя, что он колдун или колдунья, ведун или ведьма,
еретик или еретичка, пусть не пытается подступиться и прикоснуться к реликвиям, не приносит
пожертвований, не вступает в братство, ибо, клянусь, человек, запятнавший себя подобными грехами,
как бы силен он ни был, не сможет приблизиться к реликвиям, чтобы облобызать их и принести
пожертвование — такова святая сила девы Марии Овернской, во имя которой я собираю подаяние».
Так закончил он свою проповедь, и посмотрели бы вы, как прихожане, отпихивая друг друга,
ринулись к святым реликвиям, стремясь коснуться и облобызать их, и все до единого: мужчины и
женщины, старые и малые — подходили к проповеднику с щедрыми пожертвованиями. И понятно, —
каждый боялся, как бы его не сочли колдуном, еретиком или еще каким пособником дьявола, если он
останется на месте. А иные боялись, что не смогут протолкаться к реликвиям, и тогда о них подумают
то, чего на самом деле не было. Так длинный язык помог нашему проповеднику собрать денег
больше, чем в страстную неделю, и на эти денежки они с мессиром Жеаном Жоржем вволю
попировали, радуясь ловкой проделке.
Но и сам мессир Жеан Жорж, как вы сейчас услышите, не отстал от приятеля. Как-то раз, спустя
месяц или чуть больше, отправился он проповедовать в одну деревню, расположенную примерно в
пяти лье от Меца, и так как путь был далекий, он вышел из города в субботу и к вечеру добрался до
места, с тем чтобы там заночевать, а в воскресенье утром начать проповедь. На ночлег он
расположился у местного кабатчика, а у того была красивая жена, известная своим легкомыслием. И
вот, когда мессир Жеан Жорж с хозяйкой сидели за ужином и болтали о том о сем, она заговорила о
сборщиках-попрошайках и со смехом спросила, что ему нужно в их деревне. «Бог свидетель, вам
здесь делать нечего. Мы, — говорит, — отлично обходимся без попрошаек. Нам и так есть куда
девать денежки». — «Что же, — говорит мессир Жеан Жорж, — значит, вы ничего не пожертвуете?»
— «Я-то? — говорит хозяйка. — Вот вам крест, будь у меня столько золота, сколько вмещает эта
комната, я и тогда не дала бы вам ни денье, потому что вы все лгуны и воры». — «А по-моему, вы
заблуждаетесь», — говорит сборщик. «Вот еще! — возразила женщина. — Это истинная правда!» —
«Как бы то ни было, — говорит он, — завтра я буду у вас проповедовать и собирать пожертвования
во имя святого монсеньора Жерара Тульского,40 исцеляющего от чумы. Так вот, бьюсь об заклад, что
вы подойдете облобызать реликвии». — «Я?» — «Вот увидите!» — «Как бы не
Богоматерь Ошская — весьма чтимое изображение Богоматери в соборе города Ош (департамент Жер).
Богоматерь Рабасская — изображение Богоматери в небольшой церкви деревни Рабас, недалеко от Меца.
Жерар Тульский — почитаемое изображение св. Жерара в соборе лотарингского города Туля.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|