|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жак Ивер
Новые забавы и веселые разговоры
стр. 13
реплетаются.
В этой книге Маргарита размышляла о прошлом, в том числе и о своем собственном,
вспоминала о прожитом и пережитом. Поэтому нельзя не обратить внимания на сознательный
автобиографизм «Гептамерона». Отразилось это, в частности, в фигурах рассказчиков. Всем им
отысканы надежные прототипы. Так, считается, что Уаэиль — это мать писательницы Луиза
Савойская, Парламента — сама Маргарита, Иркан — ее муж Генрих д'Альбре и т. д. Но можно
взглянуть и иначе: не наделила ли писательница всех своих персонажей или некоторых из них
чертами своего характера, не передала ли им свои собственные сомнения и мысли, не нарисовала ли
она сразу несколько автопортретов в разные периоды своей жизни? Если это так, то можно
предположить, что Уаэиль — это постаревшая Маргарита, когда ей уже за пятьдесят, то есть как раз в
пору работы на книгой новелл; что Лонгарина — это все та же Маргарита, только молодая, недавно
потерявшая своего первого мужа герцога Карла Алансонского; что Парламента — это опять
Маргарита в период своего второго замужества. Итак, автопортрет Маргариты расщепляется, двоится
и троится, и это создает причудливую перспективу развития женского характера, где рядом с
несколько показной бравадой молодости соседствуют возвышенные идеалы и еще неутра-ченные
надежды зрелых лет и мудрая трезвость и уравновешенность старости.
Тем самым споры рассказчиков книги становятся в известной мере внутренними спорами,
раздиравшими душу Маргариты, отражением ее колебаний и сомнений, но не в синхронном, а
историческом аспекте. Такая повернутость к личности автора придает «Гептамерону» не просто
автобиографический, но исповедальный характер.
При всем автобиографизме книги писательница наделила и себя, и своих воображаемых
оппонентов целым комплексом индивидуальных черт, что делает из них живых людей,
представителей определенных социальных кругов своей эпохи, очень конкретные, неповторимые
характеры. В каждом из этих персонажей нельзя не отметить определенную временную «глубину».
Ведь все они обладают своей собственно «предысторией. Далекой, о чем говорится мельком и
которую можно реконструировать по отдельным фразам обсуждений и по самим рассказываемым
новеллам, и недавней, о чем кратко, но красочно и драматично говорится в Прологе. Они разного
возраста, несколько разного общественного положения, но главное — у них довольно-таки разные
взгляды и тем более — характеры и темпераменты.
Но при всем этом рассказчики «Гептамерона» — люди одного круга, одного воспитания,
сходных убеждений. Все они принадлежат к высшему обществу и с высокомерным безразличием
относятся к своим слугам. Этот подчеркнутый аристократизм может вызвать удивление: эпоха
Ренессанса обычно воспринимается нами как время ломки сословных перегородок и растущего
демократизма. Между тем аристократизм Маргариты понятен: объяснение его — в самой природе ее
книги. Писательница хотела быть правдивой в своих новеллах. Правдива она и в описании общества
обрамления, то есть и тут рассказывает лишь о том, что видела и знала. И еще: книга эта обладает
несомненной дидактической установкой, и ее адресатами являются прежде всего представители
аристократических кругов.
Эта социальная избирательность очень тесно соединяет обрамление с самими новеллами.
Впрочем, в последних картина жизни намного шире. Однако Маргариту вряд ли стоит считать
дотошным бытописателем своего времени. По ее книге можно, конечно, судить о том, как жили люди
того времени, но в значительно большей степени о том, как они чувствовали и любили. Поэтому здесь
нет новых героев — лихих авантюристов, смелых путешественников, оборотистых купцов. Нет и
столь обычного для новеллистики Возрождения персонажа — ловкого плута, надувающего всех
окружающих просто так, ради самого процесса надувания. В героях новелл Маргарита ценит не
предприимчивость и находчивость, а силу чувства, его благородство И возвышенность, богатую
внутреннюю жизнь. Этим в равной мере наделены как герои новелл, так и персонажи обрамления.
Вот почему так мало в «Гептамероне» уличных сцен, изображения городского люда, его забот и забав.
Куда чаще действие происходит в замке, причем не в бальной зале, а в укромном кабинете,
оранжерее, спальне, на террасе или в парке, и участвуют в нем обычно двое — Дама и ее кавалер.
Конечно, есть в книге и иные новеллы — с иным местом действия и иными героями, но указанное
смещение акцентов в выборе ситуаций и действующих лиц, бесспорно, отличает сборник Маргариты
Наваррской от других новеллистических книг эпохи Возрождения. Вот почему в «Гептамероне»
интерес заметно перемещается с новелл на их обсуждения, и без последних сами новеллы теряют
многое как в своей занимательности, так и в их идеологической нагруз
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|